Протодьякон Петр Скорер

Митрополит Антоний в повседневной жизни

Дорогие друзья, я так рад что опять могу выступить перед вами. Вам всем огромный привет из Англии и особенно от членов фонда митрополита Антония.

Я познакомился с ним когда он был ещё отцом Антонием и когда мне было семь лет. Я прислуживал мальчиком у него в храме, я ходил к нему в воскресную школу. В подростковом возрасте я начал посещать регулярно его беседы на английском и на русском языках. После моих занятий в Свято-Владимирской семинарии в Америке я вернулся в Англию с женой Ириной и вскоре после этого владыка меня рукоположил во диаконы и я служу уже почти 50 лет в нашем небольшом храме на юго-западе Англии в городе Эксетер.

Мне не так часто приходилось ездить в Лондон. Два или три раза в год на храмовые праздники и на встрече с духовенством. Мы тоже встречались на известных всем конференциях которые владыка Антоний организовал.

Тема нашей настоящей конференции называется Что значит быть христианином в повседневной жизни? . Конечно это огромная тема, и может быть часть нашей задачи состоит в том, что бы узнать что владыка Антоний может нам сказать на эту тему.

Может быть мне придётся вас разочаровать, так как мне кажется что есть у владыки Антония некоторые трудности исходящее из его личной жизни и опыта относительно той части жизни которые знакомо нам всем. Семья, детства, брак, повседневная работа. Он лично никогда не испытывал такие жизненные опыты.

Что касается его собственной семьи, он вырос как единственный сын в семье где родители разошлись. Его детство прошло в жёстких условиях иммигрантской жизни и бедности в Париже, где ему пришлось учиться в французской школе, где над ним издевались и где он не чувствовал себя дома. Домашняя обстановка была сложная. Отец и мать разошлись и хотя он страшно любил обоих я думаю что ему это было очень трудно перенести. В студенческие годы когда он уже стал глубоко убеждённым верующим после откровение в 14 леть когда ему лично являлся сам Спаситель, он вскоре принял тайные монашество. Мы не знаем влюблялся ли он до этого, была ли у него любимая девушка. Но после принятия монашество всякие вопрос о брачный жизни и о семейной жизни больше не вставал.

Когда 1949-м году он переехал в Англию он очень скоро стал настоятелем русского прихода в Лондоне. Он был иеромонахом, жил один, сперва с мамой с бабушкой а потом после их кончины остался один. Когда ему удалось с помощью наших прихожан в Лондоне и других благотворителей купить большой собор в Кенсингтоне, его частные хоромы состояли из одной маленькой спальни и крохотный кухонки. Контора его находилась на галерее в самом соборе. Большинство его служение в те ранние годы было одиноким. Иногда были приезжие священники которые ему помогали. Но в целом он жил и работал одиноко.

Он вскоре начал получать известность как великий проповедник не только православия но и христианства по всей Англии. Его приглашали читать доклады, серии  бесед, выступать регулярно по британскому радио и телевизору. Помимо этого у него шла обычная но интенсивные литургическая жизнь. Чаще всего он служил один, и любой священник на приходе может вам рассказать как это тяжело. Кроме этого он вёл регулярно беседы на русском и английском языках в течение всего года.

Что мы можем извлечь из его огромного архива и чем это может нам помочь понять тему этой конференции, Что значит быть христианином в повседневной жизни? Сперва надо понять что значит повседневная жизнь, ежедневная жизнь в современном мире, со всеми трудностями которые испытывает современный человек, будь это ребёнок, подросток, семейный человек, простой служащи, или начальника кого-нибудь дела?

Ответ на это не легко найти, так как почти все эти категории не входили в личный опыт самого владыки. Мы можем у него учиться как молиться, как исповедываться, как ходить в храм, как искать и находить живого Бога везде. Но практических советов как себя вести в школе, какие у нас отношения с девушкой или с мальчиком, что значит влюбиться, как относиться к тем влечением которые испытывают молодые люди. Как жить в семье, какие должны быть наши отношения с любимым человеком, Как воспитывать маленьких детей и как помогать подрастающем в этой сложной жизни. Что значит ходить регулярно на работу, часто работа которые нам не особенно нравится, но которая необходима для пропитания себя и семьи? Что делать когда бывают трудности в семейной жизни? Что он мог бы нам сказать об интимной жизни в браке?

Просить у человека у которого нет такого опыта может показаться нам бесполезным. Так что перед нами стоит задача – что владыка Антоний нам может рассказать в ответ на эти вопросы?

Мы должны исходить из главных принципов его мыслей. Что такое значит любить человека? Ведь у владыки почти все его богословие построена на заповеди любви. Любви Бога к нам, наша ответная любовь Ему, и наша любовь каждому человеку. Все что он нам говорит зиждется на этом.

«Весь смысл жизни только в том, чтобы любить Бога, любить ближнего, и чтобы всё творилось только во имя любви»

Ну иногда нам нужны советы как жить в нашей ежедневной жизни. Конечно есть у владыки Антония немало выступлений и проповедей на тему «как жить?» Давайте посмотрим на некоторые примеры которые он дает, и которые можно применить к нашей ежедневной жизни.

Как основной принцип, жить по-христиански значит жить так, чтобы посильно, постепенно, возрастающе нам уподобляться Христу. Возможно, это звучит очень страшно; но Спаситель нам сказал совершенно ясно: Я вам дал пример, чтобы вы ему следовали. И пример, конечно, включает в себя всю Его жизнь, Его мышление, Его сердечное отношение к человеку и к окружающему миру и к судьбам Божиим. Это включает все, что человек собой представляет, и все, что он может творить.

Мы нередко встречаем трудах владыки Антония призыв к такой глубинной жизни, к такой любви, что мы часто отчаиваемся, потому что мы не способны на такую любовь, на такое призвание, и падаем в отчаяние.  Но ведь тоже сам Спаситель нам дал такие заповеди, что мы не знаем с чего начинать, и эти заповеди нам кажутся невыполнимыми.

Как же жить по-христиански? Что нам делать? Нам надо помнить, что каждый из нас неповторим для Бога, единственен и что Евангелие является – и через образ Христа, вырастающий с его страниц, и через слова Христовы – полным описанием всего того, что может человека сделать Человеком.

Но каждый, в разные минуты, может прозреть, понять и исполнить то или другое, но не все сразу, и не обязательно (и это очень важно) то, что кажется самым значительным, самым важным. Нам всем хочется браться за то, что производит на нас самое великое впечатление. Мы должны от этого воздержаться: надо делать то, на что мы сейчас способны.

И дальше он говорит:

Я помню, как мне больно было, когда впервые я пошел к своему духовнику, отцу Афанасию, на исповедь. Я исповедовался ему, сколько умел, честно, и ожидал, что он, монах, мне укажет радикальный путь: «Делай то-то, то-то и то-то». А то, что он сказал, меня поразило и на минуту разочаровало; он мне сказал: «Я тебе укажу, что ты должен был бы сделать, если бы был на то способен». И прибавил: «А теперь постой и подумай: что из всего этого ты можешь выполнить? На что у тебя хватит мужества? Что тебе позволят обстоятельства?»

И я ему тогда ответил: «Вот то малое из великого, что я могу выполнить». – «Выполни это, и когда ты окажешься верен в малом, Бог тебя поставит над большим».

Можно привести много примеров из бесед владыки Антония. Он приводит примеры того как один человек помогает другому тем, что он видит в другом человеке присутствия божественной внутренней красоты. Есть рассказ где человек встречает нищего, но у него нет при себе ни копейки денег. И вместо того он садится рядом с ним, снимает свою шляпу, кладет рядом со шляпой нищего,  и беседуют с этим ним. Своим теплом и своей любовью он дал больше чем все те, которые бросали деньги в шляпу нищего, но проходили мимо, даже не вглянув на него.

Владыка дальше рассказывает:

Я сам с этим нищим говорил и прежде и поговорил после этого события. И он мне сказал, что никогда его никто не одарил так богато, так щедро, как этот человек, который ему не дал ничего, но признал в нем равного себе человека, снял перед ним шляпу, объяснил, почему он не может ему помочь, и попросил у него за это прощения.

В Евангелии мы часто встречаем случаи, когда человек обращается ко Спасителю за помощью. Женщина дотрагивается до края Его одежды и исцеляется от кровотечения. Слепой кричит «Господи помоги мне», и продолжает кричать, пока Господь его не исцеляет. Сотник просит Спасителя исцелить его раба, и он сразу поправляется. Другой человек лежит много лет у купели, но никто не готов ему помочь добраться до воды которая может его исцелить, пока сам Спаситель не приходит к нему.

Теперь подумаем о нашей ежедневной жизни.  Что мы под этим подразумеваем?   Ежедневная жизнь у каждого человека разная, каждый человек уникален, каждая семья уникальна, так что трудно обобщать.

Мать одиночка, с одним грудным младенцем, живет в бедноте, работы нет. Близких друзей или родственников нет, все ее покинули.  Больной старик, бедный, почти не может выйти из дома. Молодой наркоман, которого родители выбросили из квартиры.

И так далее.  Можно такой печальный список составлять до бесконечности. Никто не готов этим людям помочь, они даже сами не знают к кому обратиться.

Владыко говорит:

К этому же относится и отрывок Евангелия, который читается перед Постом: о Страшном суде, об овцах и козлищах. И всегда подчеркивается: вот Страшный суд, вот что будет грешникам, а вот что будет праведникам. Но это – только обрамление рассказа.

Сердцевина рассказа: на каком основании производится суд? Христос спрашивает: Ввел ли ты бездомного под свой кров? Накормил ли ты голодного? Посетил ли ты больного? Не постыдился ли признаться в том, что ты – друг и знакомый человека, посаженного в тюрьму? и т.д.

Все эти вопросы сводятся к одному только: был ты человечен или нет? Если нет, то как же ожидать, что в твою нечеловечность (если можно употребить такое дикое слово) может влиться Божество? Как ты можешь перерасти свою тварность в приобщении к Божественной природе? Как ты можешь приобщиться Богу, если ты даже не человек?..

Не ставится вопрос о том, веришь ли ты, и во что ты веришь; самый основной вопрос, как бы та почва, тот фундамент, на котором можно строить: ты человек или нет? Если ты не человек – не о чем говорить даже…

Какие страшные слова!  Как же стать «человеком» ?

И еще две цитаты:

Если вся жизнь христианская заключается в том, чтобы стать подлинно, истинно человеком, тогда действительно слова Спасителя: Я вам дал пример, чтобы вы ему последовали, приобретают крайнее значение, предельное значение, потому что Христос Спаситель – не только Бог, ставший человеком, Он в самом полном, единственном смысле Человек. Лишь поскольку человек приобщается Богу, он до конца является человеком.

Как же жить по-христиански? Что нам делать? Нам надо помнить, что каждый из нас неповторим для Бога, единственен и что Евангелие является – и через образ Христа, вырастающий с его страниц, и через слова Христовы – полным описанием всего того, что может человека сделать Человеком.

Я сейчас на этом хочу закончить.  Наша задача на этой встречи заключается в том, чтобы найти ответы на заданный нам вопрос:  Что значит быть христианином, или словами Владыки, как стать человеком,  в повседневной жизни?  Давайте теперь вместе подумаем, ведь этот вопрос касается каждого из нас.  Послушаем внимательно, что другие нам скажут.  Будут дискуссионные группы, круглые столы, где каждый может высказать свое мнение, поделиться своим опытом.