Два текста митрополита Антония Сурожского для подготовки к семинару по наследию митр. Антония "Зачем прощать и искать прощения? 12 апреля 2021 г.

Подготовка к Великому Посту. Беседа 11. О прощении. 1971 г.

В VI главе Евангелия от Матфея, продолжая молитву Господню «Отче наш», Христос поясняет следующее: Если вы будете про­щать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Я хочу обратить ваше внимание на две вещи. Во-первых, на то, что здесь указано, как в какой-то момент жизни человек свою личную судьбу берет в собственные руки: как он поступит -­ так поступят и с ним. Простит, откроет свое сердце — и ему бу­дет открыто сердце и Бога и людей, замкнется, не простит, отбросит — и не будет ему пути в Царство Любви, где ничего дру­гого, кроме любви, братства, открытости нет. Но вот встает воп­рос: что значит прощать?

Обычная картина такова: два человека поссорились; оба счи­тают себя правыми. В какой-то момент один из них либо сознаёт свою вину, либо, понимая, что и тот виноват, однако осознает, как ничтожна была причина ссоры и как драгоценна была дружба, товарищество, любовь, которые их соединяли — и идет к другому. Который из них пойдет, правый или виноватый, нельзя определить. Ко мне раз пришел человек, который с другим поссорился. Долго мне объяснял, что оба, конечно, были неправы, но..,, но…, но…, — и заключил свою речь, сказав: Но кому же из нас перед другим извиниться?.. Я не захотел ему дать прямого ответа, чтобы не лишить его свободы хорошего, мужественного поступка, и ему сказал: Кто должен идти — я не знаю. Я вам только одно могу сказать: тот из двух, который великодушнее — пойдет, а тот, кто мелкий и ничтожный человек — будет ждать другого…Он встал и пошел мириться. Поэтому неважно, кто прав, кто виноват: важ­но, у кого души больше, у кого сердце глубже, кто не согла­сен ради мелкой ссоры (терять дружбу).

А дальше что же бывает? Вот, вы пришли мириться… Вы все знаете по опыту, как это бывает: открывается дверь, выражение удивления, большей частью, и сдержанный прием: Что вам, собст­венно говоря, нужно?.. И ожидается, что вы начнёте извиняться, каяться, просить прощения, изъявлять готовность уже никогда не обижать вашего друга так, как вы его обидели. И друг часто вам говорит: Ну хорошо, (действительно), вы меня очень огорчи­ли, ранили, но давайте, попробуем, — иначе сказать — берет вас на испытание.

Не так надо мириться. Мириться надо так: постучал кто к вам в дверь, — открыли, видите человека, который с вами ссорил­ся. Не вспомните ссоры, а вспомните старую дружбу. Не думайте о том, что вас разделило, а подумайте: Какое счастье — он вернулся! И возьмите его в объятия, и скажите:

Войди, наконец-то ты пришел! И подумайте про себя: Стыдно! Он нашел в себе мужество, а я не нашел; стыдно! Мне, — не ему…

И второе хочу прибавить к этому: Простить человека это вовсе не значит забыть. Забыть можно от забывчивости, от легко­мыслия, может отшибить память от несчастного случая — это не прощение. Прощение знаете, заключается в том, чтобы че­ловека принять, какой он есть, с его прошлыми и настоящими недостатками; и сказать: да, он такой, но я же его друг, я его товарищ — понесем вместе эту тяготу. Апостол Па­вел говорит: Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов.

Русская пословица говорит: Где двое друг друга любят, там радости вдвое, а горе пополам. Вот так надо принимать и прощать. Знаешь, что пришел к тебе человек, но ради дружбы и любви скажи себе: И прошлого не вспомню и в строку не поставлю, и что бы в будущем ни случилось — буду умнее, чем был: ссориться не буду, понесу его тяготу, как он должен понести мою. И вместе перенесем всё; и дружба по­бедит, победит любовь, победит (правда) человеческих отношений. Аминь.

Из : О священстве. Беседа 4 с дьяконом Сергеем Овсянниковым (фрагмент). 8 ноября 1989 г.

….нельзя встать перед Христом и с Ним говорить о себе, если у тебя нет уже какого-то отношения к Нему. Понимаешь, если Он только судья, этого мало. Если Он как бы представитель закона, и ты хочешь выйти оправданным, это одно, а если Он тебе друг и ты хочешь примириться, это другое.

И в связи с этим есть еще один момент в исповеди, что часто люди оправдываются, оправдываются обстановкой, оправдываются искушениями извне, оправдываются случившимся в их жизни. Я помню, одна старушка: вот, батюшка, я все сержусь на своего зятя. Но что же вы хотите, он такой невозможный, а у меня-то ревматизм, артрит, да еще какой, и все это с чего началось — с революции. Не было бы революции, жизнь была бы другая, и артрита может быть не было бы… Это — реальная исповедь. И когда она все это кончила, я ей говорю: знаете, вы пришли получить разрешение. Но исповедь — это разговор со Христом, вы пришли с Ним мириться, вы ожидаете, что Он все это вам простит, а вы мне теперь скажите раньше: вы — готовы простить Богу все то, что Он вам сделал: войну первую, революцию, зятя такого дал, артрит. Вы Его можете простить или нет? — Как же я могу Бога не прощать! — Вы Его ничуть не прощаете, вы на Него все время жаловались. Вы исповедали все Его грехи… Но как же так! Я говорю: если вы не можете простить Бога за все то, что Он вам сделал, то я не могу вам дать разрешительной молитвы. Ну, мы сговорились, конечно, потому что в один раз человек не переломится, но мне кажется, что это тоже важный момент.

Я тебе такой даю выпуклый, скажем, пример, но как часто люди как-то оправдываются: если бы… — я бы не согрешил. Не было бы бутылки вина, я бы ее не выпил, значит, виновата бутылка вина.

Для себя всегда находишь оправдание. Для Бога не всегда.

Вот именно. Но дело в том, что когда ты себе ищешь оправдание во внешних каких-нибудь событиях, большей частью виноват в них Бог. Если бы Он немножко позаботился, этого бы не было. И вот я почти всегда, то есть часто, когда человек на что-то жалуется, говорю: не дам разрешительную молитву, если вы Бога не простите. А если простите, то дальше надо жить соответственно.