Иерей Александр Кукуев

Философия митрополита Сурожского Антония

Митрополит Антоний (Сурожский) и его творческое наследие – это достояние Русской Православной Церкви. Человек широкого, открытого ума, неколебимой веры, он высоко ценил свободу думать, свободу мыслить и делиться своими мыслями. Воспитанный в духе абсолютной честности, он старался говорить только о том, что созрело в его душе, было выношено в ходе серьезных раздумий и получено в молитвенном предстоянии перед Богом. Владыка Антоний не считал себя богословом, он не был философом по образованию, но он был глубоким мыслителем. Его жизненный опыт и профессиональный опыт врача, вдумчивое внимание к происходившим с ним событиям и к людям, которых он встречал на своем пути, – все получило отражение в дальнейшем в его пастырском служении и миссионерской деятельности.

Что дает нам право ставить вопрос о философии Владыки Антония?

Для нескольких поколений людей, живших и получивших образование в советский период истории России, философия определялась как «наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления»[1]. Причем «подлинно научной философией» был признан только «диалектический материализм».[2]  О том, что философия – это нечто большее, до рядового сознания советского гражданина попросту не доводилось. Но, избавившись от бремени идеологической приверженности правящему классу, философы уже начала XXI в. открыто заговорили о том, что «философия – это любовь к истине»[3]. Но Истина – это Бог, тогда философия – это любовь к Богу[4]. С этой позиции, философия митрополита Антония Сурожского есть любовь к высшей Истине – к Господу Иисусу Христу, ради Которого он готов был жить и умереть.

Немецкий философ XX в. Карл Ясперс смысл философии сравнивал с «пробуждением человека»[5]. Действительно, человек начинает думать, когда начинает познавать окружающий мир. С этим суждением согласуется мысль Владыки Антония, высказанная в интервью Ларисе Скуратовской: «человек ни своей идеологии, ни религии, ни подхода к жизни не выдумывает – все это идет из глубин того, что он узнал от окружающей среды»[6].

Далее, К. Ясперсу принадлежит мысль о том, что в философии может быть приобретена достоверность, одинаковая для всякого человека, и этой достоверностью является убеждение, в достижении которого участвует вся сущность человека[7].

Митрополит Антоний, говоря о религии в том же интервью Ларисе Скуратовской, сказал: «…я пришел к очень твердому убеждению: никто не может сказать, что он знает, что Бог существует, если он не встретил Бога в своей жизни»[8].

Проведем параллель с мыслью К. Ясперса: вся человеческая сущность Владыки Антония жила достоверностью убеждения бытия Божия. «То, что схватил наш дух, создал вокруг себя и внес в высший порядок вещей, и есть имеющаяся в нас философия», – считал Иоганн Готлиб Фихте, другой немецкий философ. Поэтому мы говорим о философии митрополита Антония (Сурожского), которую можно назвать «философией встречи с Богом». На этой философии строилось пастырское служение Владыки, его проповедь Евангелия, Центром которого и был Христос, Христос Исторический, Живший, Страдавший и Воскресший. Владыка многократно подчеркивал, что Евангелие – это не что-то, не учение, Евангелие – это Кто-то, это Христос, Бог, Которого можно не только любить, но и уважать. Эту Истину митрополит Антоний нес всем, кто желал его слушать, в своих проповедях, беседах, лекциях, докладах. Он не уставал повторять, что в основе  христианской веры вообще и веры отдельного человека в Господа Иисуса Христа лежит опыт – непосредственный опыт Богообщения, свой или чей-то,  то, что Владыка называл «встречей с Богом», когда человек вдруг сознает присутствие Божие, ощущает, что Бог тут. Вера не выводится логически и не дается просто в Таинстве Крещения. Чтобы стать верующим, человек должен пережить какой-то религиозный опыт, потому что многое уловимо опытным переживанием, но недоступно на уровне интеллекта. Опытно познав Христа, человек уже не сможет от Него отступить, поэтому знание Бога, в понимании Владыки Антония, важнее знания о Боге. Это утверждение Владыки Антония основано на опыте его собственной пастырской деятельности, когда он сам становился участником и свидетелем преображений, которые происходили с людьми силой Божией, в которой Бог открывался им ради их спасения.

Но жизнь верующего христианина должна соответствовать его вере: он должен нести в мир кротость, смирение, милосердие, сострадание, прощение, – все то, чему учит его Христос. В одной из бесед примерно за год до своей кончины Владыка возвращается к мысли, что если мы чувствуем действие Божией благодати, которая животворит нас и помогает нам стать в известной степени учениками Христа, то это не может не отражаться на окружающих нас людях. Встречая нас, верующих, люди должны увидеть: «статуя ожила», – ссылается Владыка на слова Клайва Стейплза Льюиса [9]. Встречаясь с нами, встречают ли окружающие нас люди Господа Иисуса Христа? – вновь задает вопрос Владыка Антоний. И на этот раз не дает однозначного ответа.

Размышляя над Евангелием, над Тайной Воплощения, Преображения, Смерти и Воскресения, наконец, Вознесения Господня, митрополит Антоний (Сурожский) подходит к богословскому пониманию материи, наиболее полно выразив свои мысли в докладе «Православная философия материи»[10]. Он подчеркивает, что Бог-Творец призвал материю из небытия к бытию. Бог и всё, сотворенное Им, связано живой связью, т.е. живет своей особенной тварностью на каждом уровне тварной жизни. Материя создана живой, способной иметь общение с Богом, Который ее создал. На таком понимании материи основаны наши религиозная вера и опыт, понятие чудес. Инертная и мертвая материя не может быть послушна Творцу, в этом случае чудеса превратились бы в магию. Настоящие чудеса суть дело послушания Богу и восстановления утраченной гармонии.

В «Диалоге об атеизме и о последнем суде» митрополит Антоний говорит, что Воплощение, когда Бог соединился с материей этого мира в форме живого человеческого тела, свидетельствует о том, что материя этого мира способна быть не только духоносной, но и богоносной.[11]. Это событие – Воплощение Господа Иисуса Христа – показывает, на что способна материя этого мира, материя, созданная Богом[12]. Воплощение являет возможности материи, от малого атома до величайшей галактики, соединиться с Богом, исполниться Его присутствия, просиять во славе. Оно имеет значение для всего космоса[13].

И еще один очень важный момент выделяет Владыка Антоний. Это – творение человека. Для его создания Бог берет землю, прах, присущий всему, что сотворено. Поэтому человек сродни всему тварному, в единстве со всем, и все тварное может узнать себя на пути к большему совершенству. И когда Бог через Воплощение становится человеком, Он становится человеком в этом основной смысле, Он становится причастным тварному праху. И это Его сродняет не только с человечеством, которое Он пришел спасти, потому что человечество пало, но Он сродни всему миру, начиная с малейшего атома до величайшей галактики.[14] Облекшись же плотью в тайне Воплощения, Бог соединил с Собой материю этого мира, а в Своем Вознесении Господь эту плоть, эту материю, Им же созданную, унес с Собой в глубины Троической тайны.[15] Наконец, ожидая преображения всей твари, верующие говорят о том, что не мертвая материя засияет мертвым блеском, а о том, что она засияет внутри обновленной и возрожденной жизненностью в ответ на Божие прикосновение.[16] Поэтому, по словам митрополита Антония, христианство принимает материю всерьез и является единственным подлинным материализмом.

Объяснение сущности материи в изложении митрополита Антония (Сурожского) помогает приблизиться к пониманию сущности Таинств, вера в которые основана на способности материи этого мира быть в Боге и вмещать Бога. Таинство есть действие Божие, которое совершает Сам Господь Иисус Христос и Дух Святой. «Мы – боги по призванию», – говорит митрополит Антоний. Но мы перестали быть тем творением, которое задумал и сотворил Бог. Таинства изумительным образом употребляют вещество тварного мира, чтобы нас приобщить к тайне Божества[17], изменить и преобразить нас. Бытие человека коренится в воле Божией, поэтому мы можем быть богами по приобщению, но не по природе. Таинства приобщают нас к полноте нашей природы, тварной и благодатной. Митрополит Антоний подчеркивает, что всецелый человек состоит из тела и души вместе, и полнота человека – только в общности тела и души. Полнота человека никогда не разделена на две половины, она воплощенная. «Тело без души становится трупом, а душа, отделенная от тела, становится усопшим, покойником». Подлинный человек – это человек воплощенный. Когда Бог стал человеком, Он приобщился ко всему веществу вселенной, потому что вещество вселенной могло Его принять, оно никогда Ему не изменяло и не восставало на Него. «Тварь – говорит Владыка Антоний, – остается безгрешной, и поэтому Бог может все тварное освятить полнотою Своего присутствия и благодати и через тварь передать нам этот дар благодати и Богоприсутствия».[18] В Таинствах Господь Иисус Христос берет вещества и каждое вещество соединяет с Собой, чтобы затем вещество, передаваемое нам, могло нас освятить. В Таинстве Крещения берет воду, при Елеопомазании больных – масло, при Миропомазании – миро, в Таинстве Евхаристии – хлеб и вино.

С трепетом митрополит Антоний говорит о Таинстве Евхаристии, об освящении хлеба и вина, о той части Литургии, когда хлеб «становится трагическим образом Христа»[19]. И в ответ на молитвы верующих Святой Дух сходит на хлеб, и Его силой хлеб становится Телом Христовым. И, когда мы смотрим на освященный Хлеб, то видим крохотную частичку тварного мира, которая теперь настолько соединена с Христом, что стала Его Телом, и Он неразрывно соединился с этим простым кусочком хлеба. И, причащаясь, мы приобщаемся к Хлебу, Который есть Сам Христос.

Говоря особо о Таинстве Крещения, Владыка Антоний подчеркивает, что, погружаясь в воды Крещения, человек погружается в воды, из которых Христос как бы извлек всю смертность, всю нечистоту, и эти воды теперь преисполнены огнем Божества.[20] Мы делаемся Телом Христовым, и все, что мы совершаем над своим телом, душой или жизнью, мы совершаем, словно мы богоубийцы[21]. Крещение – это очень большая ответственность.

В Таинствах Бог использует не только вещество, но и слово. Например, в Таинстве Брака жених и невеста приносят свое согласие стать едиными в Боге эсхатологическим образом. Это откровение единств может дать только Бог. И совершается это через провозглашение слова. Слово, преподающее благословение, обладает силой совершить то, что возжелал Бог[22]. Однако слово, особенно Божественное Слово, это Энергия, а энергия в тварном мире – материальна[23].

Итак, Бог может воздействовать на нас через нашу плоть, через нашу вещественность. Все значительные события христианской жизни коренятся в материи: когда Бог хочет достичь до нас, Он совершает это через наше тело и при посредстве вещества этого мира. Так проявляется любовь Бога к человеку.

[1] Словарь иностранных слов. – 13-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1986. – С.529.

[2] Словарь иностранных слов. – 13-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1986. – С.529.

[3] Эта идея впервые использована в сократической школе. – Философский энциклопедический словарь. – И.: ИНФРА-М, 2004. – С.481.

[4] Философия – это любовь к истине, а Истина – это Бог, поэтому философия – это любовь к Богу / Беседа с заведующим кафедрой философии ПСТГУ Легой В.П. – [Электронный ресурс]: http://www.hramushakova.ru/index.php/news/hramnews/2703-filosofiya-eto-lyubov-k-istine-a-istina-eto-bog-poetomu-filosofiya-eto-lyubov-k-bogu

[5] Ясперс К. Введение в философию. – См. Философский энциклопедический словарь. – И.: ИНФРА-М, 2004. – С.481

[6] Христианство – единственная последовательная форма материализма / Интервью митрополита Антония (Блума) журналу «Континент», данное в Лондоне нашей корреспондентке Ларисе Скуратовской // Континент.-1996.-№90.

[7] Ясперс К. Введение в философию. – См. Философский энциклопедический словарь. – И.: ИНФРА-М, 2004. – С.481.

[8] Христианство – единственная последовательная форма материализма / Интервью митрополита Антония (Блума) журналу «Континент», данное в Лондоне нашей корреспондентке Ларисе Скуратовской // Континент.-1996.-№90.

[9] В полумраке истории / Беседа от 11 апреля 2002 г.

[10] Митрополит Антоний Сурожский. Православная философия материи. Доклад. – [Электронный ресурс]: http://zaistinu.ucoz.ru/news/2009-04-21-618

[11] Диалог об атеизме и о последнем суде / Митрополит Сурожский Антоний. Человек перед Богом. – Ростов н/Д: Донской издательский дом, 214. – С.83.

[12] Беседы о таинствах / Беседы с прихожанами. Декабрь 1981 – июль 1985. Перевод с английского.

[13] Беседы о таинствах / Беседы с прихожанами. Декабрь 1981 – июль 1985. Перевод с английского.

[14] Митрополит Антоний Сурожский. Красота и материя в их взаимоотношении с Богом / Выступление на конференции Общества византинистики и патристики. Декабрь, 1994.г.

[15] Митрополит Антоний Сурожский. Православная философия материи. Доклад. – [Электронный ресурс]: http://zaistinu.ucoz.ru/news/2009-04-21-618

[16] Митрополит Антоний Сурожский. Православная философия материи. Доклад. – [Электронный ресурс]: http://zaistinu.ucoz.ru/news/2009-04-21-618

[17] О Таинствах / Митрополит Сурожский Антоний. Быть христианином… Беседы. – Электросталь: «Молва», 2000. – С.23.

[18] О Таинствах / Митрополит Сурожский Антоний. Быть христианином… Беседы. – Электросталь: «Молва», 2000. – С.23.

[19] Свет во тьме. Беседа от 25 апреля 2002 года.

[20] О Таинствах / Митрополит Сурожский Антоний. Быть христианином… Беседы. – Электросталь: «Молва», 2000. – С.24.

[21] О Таинствах / Митрополит Сурожский Антоний. Быть христианином… Беседы. – Электросталь: «Молва», 2000. – С.27.

[22] Беседы о Таинствах / Беседы с прихожанами. Декабрь 1981 – июль 1985. Перевод с английского.

[23] Энергия – есть материя, и как это понимание влияет на Бытие человека. – Электронный ресурс: http://www.singh-treya.ru/st11.html