митрополит Антоний Сурожский

Фомино воскресенье

29 апреля 1979 г.
Тема: Вера в Бога   Место: Лондонский приход   Период: 1976-1980   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Два раза мы в Евангелии слышим исповедание, которое се­годня читалось: Господь мой и Бог мой!… В первый раз мы слы­шали его из уст Нафанаила, который стал апостолом Христовым. Его привел к Спасителю его друг, а Христос засвидетельствовал перед всеми, что он — израильтянин, в котором нет лицемерия и неправды, и на эти слова Нафанаил отозвался удивлением: От­куда Ты меня знаешь?.. И последовал ответ Христов, такой таин­ственный, по отклику, который он имел в сердце Нафанаила:

Когда ты был под смоковницей, Я видел тебя…

Что же в этом могло быть удивительного? Христос мог естественно видеть человека, находящегося под сенью дерева; но вот, в рассказе о жизни апостола Нафанаила мы читаем, что, по его собственным словам, в то время, когда позвал его Филипп, Нафанаил как раз размышлял о приходе Спасителя Мессии и молился, чтобы это случилось, и когда он услышал слова Спасителевы, что его видел Господь, он не подумал, что Спаситель, человеческим Своим взором, его обнаружил под смоковницей, а всем своим внутренним существом ощутил и понял, что Он — Тот, к Которому была обращена его молитва, и он преклонился перед Христом и засвидетельствовал, что Он — его Господь и его Бог… Это первое свидетельство говорит нам о том, что Нафанаил Его узнал Богом и Господом своим потому, что как бы  через прозрачность, или несмотря на тяготу плоти, он узнал в Нем Бога, Духа Животворящего, как называет Спасителя апостол Па­вел.

И второй раз мы слышим те же самые слова: Господь мой и Бог мой: их произносит Фома. Христос ему явился во плоти, но на этот раз Фома Его видит уже прошедшим через смерть и воскресшим; и на этот раз не ощущение Духа животворящего, а по­знание, что Находящийся перед ним жив, хотя и прошел через ужас смерти, заставляет его свидетельствовать о Христе. Здесь как бы плоть Христова, таинственно живая, несмотря на то, что она легла во гроб, оставшаяся нетленной, потому что была пронизана Божеством — эта плоть свидетельствует о Божестве Иисуса Христа, о силе Божией, о том, что Он — поистине Дух животворящий, ставший человеком, победивший смерть, воскрес­ший из гроба, начаток мертвых, воскреситель всех, Тот, Который придет в конце времен и даст жизнь вечную всему миру…

Примем же эти оба свидетельства, и Нафанаила, и Фомы; один познал Его Духом животворящим, другой узрел воскресшую, нетленную плоть Сына Божия, ставшего Сыном человеческим. Мало ли нам этого свидетельства тех, кто мог сказать, что они свидетельствуют о том, что их очи видели, уши слышали, руки осязали? Тех, которые всем опытом своего человечества и Духа, живущего в них, познали Христа Богом и Господом своим? Какое дивное нам свидетельство, какая радость, что мы можем на его основании веровать и ликовать о том, что воскрес Христос, что мертвый ни один во гробе, что жизнь торжествует, что нам дан мир, который мир не может ни дать, ни отнять, что над нами благодать Господа нашего Иисуса Христа, что с нами любовь Бога и Отца, что среди нас и в нас Дух Святой! Слава Богу за всё!

Опубликовано: Труды. Т.2. — М.: Практика, 2007.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет