митрополит Антоний Сурожский

Исцеление слепца Вартимея

1 февраля 1981 г.

С сегодняшнего дня мы вступаем в подготовительные недели к Великому Посту. И открывается это время напоминанием о нашей сле­поте, рассказом о том, как Спаситель Христос вернул зрение чело­веку, много лет его не имевшему и сидевшему при пути обездолен­ным, слепым, нищим.

Мы все в той или иной мере нищие, не обладающие богатством Божиего Царства; и прежде всего, потому что мы слепы. Видимое нам закрывает невидимое; кажущееся нас ослепляет к тому, что на самом деле есть. Если мы читаем Евангелие, мы в нем всё вре­мя встречаем людей, которые в глазах всех окружающих были греш­никами, к жизни непригодными, недостойными человеческого обще­ния. И в них Христос Своим прозрением умел видеть того человека, которого создавал Бог первоначально и которым этот, отверженный другими людьми человек мог стать, если бы только в него поверили, если бы только глаза окружающих людей открылись и не были больше ослеплены видимым, а начали бы прозревать невидимое.

Один духовный писатель спрашивает: Почему, когда жены-миро­носицы пришли ко гробу Господню, они не смогли видеть Христа? Почему Мария Магдалина была так слепа, что не могла видеть ангелов? Почему Петр пришел ко гробу и ничего не увидел?.. И ответ, который дается этим писателем, мог бы нам послужить уро­ком; Мария Магдалина не видела того, что было перед ее глазами, потому что она вся была погружена в свое горе; кроме себя она не ощущала ничего, кроме своего горя она не переживала ничего; глаза ее были обращены внутрь — но не в глубины, а в боль, ко­торая раздирала ее душу. А Петр тоже ничего не мог видеть; он весь был погружен в сознание своей греховности, своей измены Христу, он только об этом мог думать, он только себя мог ощу­тить, он ничего не взвидел вокруг себя, кроме того мрака, кото­рый окутывал его сознание: горе… И он тоже был слеп к видению ангелов.

Разве не так бывает с нами? Разве наша погруженность в наше горе, наши заботы, нашу в том или в другом отношении вину не закрывают наши глаза к невидимому? А вера это именно зрение ве­щей невидимых; зрение, уверенность, что они есть — не зрение глазами, но глубоким ощущением души… Вот почему Христос гово­рит так часто: Вера твоя тебя спасла — потому что человек вдруг оторвался от себя, оторвался от обычного, от видимого, от того, что так достоверно, и  поверил, что помимо этого есть невидимое, гораздо более глубокое, широкое, значительное, чем то видимое, к которому он прильнул…

Мы все слепы; видимое для нас закрывает всю Божию любовь, всю красоту нашего ближнего, все дивные возможности собственной нашей души и души ближнего. И мы можем вырваться из этого плена видимого, только сказав: Верую! — и посмотрев новыми глазами на себя, на всё окружающее и на Бога, и тогда начнется новая жизнь. Аминь.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет