Митрополит Антоний Сурожский

Исцеление гергесинских бесноватых

14 июля 1968 г.
Тема: Евангельские притчи   Место: Лондонский приход   Период: 1966-1970   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшнее евангельское чтение часто вызывает недоумение. Что всё это значит? Почему всё это так сложно? И что означают различные события этого рассказа, который граничит с притчей? По­тому что кроме его непосредственного значения спаси­тельного случая в жизни двух несчастных людей, он имеет еще отра­жение в сознании других людей, именно через те свойства и черты, которые и вызывают недоумение.

Два человека представлены здесь: два человека с помрачённым умом, два человека обезумевшего сердца, загнанные в свою собст­венную тьму, ушедшие от людей жить в гробах, в пещерах погребаль­ных, в область такую же тёмную, как потухшие их сердца, ушедшие в область мёртвости, где жизни нет, где нет радости, где нет любви. Два человека, вырывающиеся из этой области только для того, чтобы принести страх и боль проходящим мимо. И вокруг них — человеческое население, которое отозвалось на их внутреннюю трагедию и страшность их жизни отвержением. Старались сначала их схватить и ско­вать в цепи, но они оказались сильнее цепей. И тогда им дали уйти в эту область одиночества, оставленности, гробовой тишины и тьмы.

И вот мимо них проходит Христос. И эти люди, встречая Его, ставят Ему вопрос, который как будто оправдывает всю человеческую ненависть, всё человеческое отчуждение, которое излилось на них. Они, встречая Христа, говорят: Что нам и Тебе? Что между Тобой и нами общего? Зачем Ты пришёл нас мучить до времени? И слышавшие это, могли по своей справедливости на это ответить: Вот видишь, Господи — это люди, которые в Тебе признают Бога и Господа — и отрицают, что между Тобой и ими есть что-либо общее, люди, которые от Тебя Самого как Бога отрекаются. Разве мы не правы были изгнать, исключить их, стать им чужими? Разве они не чужды всякому, кто не отрекается от Бога?

А дальше обнаружилось нечто другое. Не в сегодняш­нем чтении, но в другом месте Евангелия, нам приводятся слова Спасителя. Он не спутал человека с одержавшим его злом, Он сумел не только Божественной благодатью Своей, зрением Божиим увидеть это, но опытностью и любовью человеческой Он сумел различить чело­века-жертву от человеконенавистника дьявола, который овладел им. Он задаёт вопрос: «Кое имя тебе?» — как имя твоему полчищу тём­ному, помрачающему полку смерти, который сделал этих людей как будто заживо мёртвыми для вечной жизни — и, во всяком случае, для жизни временной? И бесы отвечают: «Легион!», и молят Его не возвращать их в страшную бездну, а дать им еще время. И Христос их посылает в стадо свиное, по их просьбе.

Это первое, что нас приводит в недоумение — почему Христос не заковал их в бездне? По­чему Он склонился к их просьбе? Потому что, исполняя эту их про­сьбу, Он знал, что откроет что-то людям, которые вокруг Него на­ходятся, которые способны будут что-то понять. Стадо свиное для еврейского народа значило скверну, евреи не прикаса­лись к ним, они их не пасли, а нанимали чужих людей для этого… И вот, посылая бесов в стадо свиное, Христос воочию показал к какой области принадлежит бес, к какой области принадлежит зло — к области того, что скверно, к чему прикоснуться нельзя, что надо держать вдали от себя: не человека, а скверну.

А второе, что случилось, также ясно показывает людям воочию, что бывает, когда охватит человека зло. Это стадо с крутизны поверглось в море. Море в Ветхом Завете, и в Новом Завете — так яс­но это видно в рассказе об Ионе — это бездна, это та глубина, из которой нет возврата, это погибель, и погибель безвозвратная. Люди, которые были вокруг, всё это могли видеть, могли по­нять, что эти два человека, которых они отвергли и прокляли и удалили от себя, потому что они были бесами в их глазах, на самом деле были жертвами зла, несчастными, которых надо бы­ло любовью и Божественной силой освободить. Они воочию увидели, к какой области принадлежит зло, и куда это зло ведёт: в без­возвратную погибель, в бездну.

И что мы видим в этом рассказе, и в другом, который пополняет его? Мы видим, что люди из всех сёл пришли и удивлялись, что, вот, бесноватые сидят тихие, с умом просветлённым, с озарённым серд­цем, с новой жизнью, как земной, так и небесной перед ними, у ног Христа, готовые последовать за Ним, куда бы Он ни пошёл — из благодарности за спасение и за освобождение. И испугались люди… Испугались, как часто и раньше, и теперь, люди пугаются Бога: если Он останется посреди нас — что будет? Погибнет всё наше иму­щество? Вторгнется в нашу жизнь новый Закон Божий, который не оставляет стоять ничто земное в скверном, темном, жестоком порядке нашей земли, каким мы его создаём… А спасения этих двух людей почти не заметили перед лицом того, какой ценой для них эти люди спаслись; и обернулись ко Христу, и стали Его просить, чтобы Он ушёл из их пределов.

Как нередко бывает, что в человеческом обществе, в семье, в любой обстановке нам невыносим этот Божественный закон, который прозревает зло и не ненавидит человека, освобождает плен­ного от его уз и любит несчастного до последней жертвы. Вдумаем­ся в этот случай жизни Христовой, который, словно притча, нам рас­крывает одну глубину за другой, и не только постараемся понять мыслью, но поймём сердцем, поймём жизнью, и тогда, может быть, — не сегодня, а когда-нибудь позже, мы не скажем вошедшему в чью-то жизнь — и в нашу жизнь через него — Христу: «Отойди, мне страшно!» Аминь.

Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди». Христианская жизнь, Клин, 2006. Стр. 309-312.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет