Митрополит Антоний Сурожский

Исцеление прокаженных

Возможно, 17 декабря 1967 г.
15 декабря 1968 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я хочу обратить ваше внимание на три черты сегодняш­него евангельского чтения.

Первое — это то, как прокаженные подошли ко Христу. Они стали, как говорит Евангелие, вдали; они знали, что они оскверненные, они знали, что прикосновение к ним опас­но, и даже ради того, чтобы получить исцеление, они не дерзнули других подвергнуть опасности осквернения и зара­зы.

В области молитвы очень редко мы так сознаем свое духовное состояние, что согласны остановиться в каком-то отдалении от Господа. Мы знаем, что в Царство Небесное ничто нечистое не войдет — и, однако, как только в нас рож­дается нужда, тоска, сознание нашей неизбывной нужды в Боге, мы сразу дерзаем подойти и думаем, что имеем право на вход, право подойти к Богу, право быть пропущенными всеми другими, потому что нам что-то нужно. А на самом деле это показывает, насколько мало мы сознаем, как страшно подойти к совершенной чистоте, будучи самому в не­чистоте. Как страшно и трепетно должны бы мы прибли­жаться; как часто, когда Господь делает шаг к нам, мы долж­ны бы, подобно Петру, Ему сказать: «Не подходи, Господи, я человек нечистый». Подумаем об этом.

Второе — они только потому могли подойти к Христу, что верили не только в Его мощь, в Его власть, но и в Его лю­бовь. Они верили, что Он захочет им помочь и что только ОН может это сделать. И это вопрос, который перед каждым из нас стоит, когда мы становимся на молитву: верим ли мы на самом деле, всерьез, что Бог нам хочет добра? Верим ли мы в любовь Божию, или же подходим к Нему, зная, что Он может, и, думая: «А может быть, Он не захочет?» И в этом сказывается наше к Нему глубинное недоверие, потому что во всё внешнее мы верим, а в любовь не верим — ни в человеческую, ни в Божию; и поэтому то, что кажется нам верой, когда мы к Богу бросаемся, расталкивая иногда других, в надежде: вот, я к Нему прикоснусь, вот, я у Него вытребую — эта вера разбивается о более глубинное недоверие, которое не даёт нам ни встать поодаль, ни быть уверенными в том, что люб­ви у Бога и на нас хватит.

И последнее — благодарность. Десять прокаженных были очищены, только один вернулся ко Христу, благодаря Бога. Девять других, очистившись, ушли обратно в жизнь, вмешались в человеческую толпу, а ко Христу не вернулись. Вернулся только один, притом самарянин, т.е. человек чужой, внешний даже с религиозной точки зрения, ибо между ним и Богом, между ним и Христом не было ничего общего. Он знал, что по свое­му положению прокаженного, по своему отчуждению от веры, ко­торую исповедует Сам Господь, он ни на что не имеет права, и поэтому, получив исцеление, он вернулся к Нему — потому что никакие права, никакой общественный строй не соединял и не разделял его от Господа. И Христос подчеркивает, что он поступил правильно.

Действительно, мы часто думаем, что плод молитвы в том, чтобы получить просимое. Это не так: просимое, то, что мы получаем, нам нужно только в момент, когда мы получаем, но через час мы уже исчерпали свою нуж­ду и нам уже нужно что-то иное. На том основании, которое было положено Божией милостью, мы можем начать строить другое. Получение просимого — это мгновение; а единствен­ное, что пребывает, что составляет между нами и Богом, Ко­торый к нам милостив, или людьми, которые к нам добры, единственное, что составляет нечто окончательное, окон­чательную пребывающую связь, — это благодарность. Когда получение добра, милости, любви воплотилось в нас благо­дарностью, между нами и тем, кто дал, навсегда остаёт­ся связь. Мы уже от него неотделимы. И это самый богатый плод молитвы, чтобы между тем, кто дал, и тем, что получил, на веки веков осталась связь любви, благодарности и взаимной радости. Вот, поучимся в этом коротком евангельском чтении всему, что оно нам может дать, ибо то, что оно нам может дать, — насущно для нашей внут­ренней жизни. Аминь.

Опубликовано: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. – Клин: «Христианская жизнь», 2004.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет