митрополит Антоний Сурожский

Катехизис для родителей. Часть 5

Радиопередача Би-би-си с прот. Сергием Гаккелем
20 января 1996 г.

Прот. Сергий:  Могут ли неверующие отец и мать, не говоря о неверующих крестных родителях, заставить ребенка окреститься?

МА: Если родители должны были бы ждать, что сами созреют полностью и станут такими христианами, какими являлись апостолы, конечно, вообще никакие родители не могли бы воспитать своих детей или даже принести их к крещению. Так что речь не идет о том, чтобы родители были уже созревшие и достигшие совершенства. Нужно чтобы у них было основное знание, основной внутренний опыт, с одной стороны, и устремленность к цели. Если родители, пусть они даже очень примитивны в вере, пусть они очень многого не понимают, кроме некоторых основных вещей, всем свои существом, и сердцем, и умом, и волей, то есть жизнью, которую они ведут, рвались к Богу и к совершенству, ребенок от них научится всему, чему должно научиться. И это совершенно ясно из житий святых, потому что почти нет святых, родители которых были святы до них и детей воспитали в святости. Да, есть преподобный Сергий Радонежский и его родители, есть целый ряд других святых. Но большей частью родители святых были людьми простой, цельной веры, здравой нравственности, которые воспитали ребенка в благочестии, в любви к Богу, и на этом фундаменте, уходя в эту почву, данный мальчик или девочка, подросток расцвел и стал святым.

Прот. Сергий: Скажем, родители не обладают нужными качествами, хотя в них есть, может быть, основная вера и они сами крещены. Могут ли они передать это воспитание крестным родителям?

МА: Видишь, крестные родители для того и существуют, чтобы восполнять то, чего не хватает у родителей. Во-первых, в случае смерти родителей на них лежит обязанность взять на себя ребенка и материально, и в порядке его духовного воспитания. Но с другой стороны, они являются как бы родителями по Божию благословению, по выбору самих родителей и по их собственному соизволению, и на них лежит задача восполнить то, чего не хватает в родителях в порядке знания; а порой и обратиться к родителям, скажем, указать им: вы говорите, что вы верующие, но смотрите, ваше поведение в том или другом, ваши поступки в том или другом доказывают, что ваша вера мертва. Ребенок будет  на это смотреть и будет знать, что — да, можно исповедовать веру на словах, а жить, как хочешь. И в этом отношении роль крестных родителей может быть, очень решающая.

Прот. Сергий: Конечно, могут быть и трудности, если родители будут завидовать крестным родителям в их роли…

МА: Это может быть, но тут опять-таки взаимный подвиг. Во-первых, родители должны были бы выбирать крестных очень вдумчиво. То есть выбирать таких людей, которых они уважают, которым их сердце открыто, от которых они готовы, если нужно будет, услышать правду о себе, а не просто людей, которые могли бы подарить что-нибудь ребенку в день крестин и заботиться о нем материально. Так что тут надо воспитывать родителей на том, что они должны очень осторожно и вдумчиво выбирать крестных родителей.

Опубликовано: «Брак и семья», — М.: Медленные книги, 2020

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: нет