митрополит Антоний Сурожский

Литургия в День Трех Святителей

12 февраля 1983 г.
Тема: Святые и святость   Место: Лондонский приход   Период: 1981-1985   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Сегодняшнее Евангелие применяет к Трем Святителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому, такие замечательные слова. О всех нас, но о святых особенно, Христос говорит: «Вы — свет миру…» И это такое дивное слово! Свет приносит радость, свет дает возможность найти свой путь, свет просвещает и других людей, которые иначе сидели бы во тьме.

И вот, святые — и те, которых мы сегодня празднуем, и все святые — являются таким светом в жизни. Они нам показывают, что как бы ни была темна, порой, жизнь, как бы ни было страшно в по­темках или в полутьме, свет и во тьме светит, и тьма не может его заглушить, даже если и не хочет его принять. Есть древняя посло­вица о том, что вся тьма вселенной бессильна потушить самую малую свечку, зажженную перед лицом Спасителя.

И так, сегодня мы празднуем день, когда три великих святителя своим богопознанием, откровением, которое они нам дали о Боге, о молитве и о жизни, сияют немерцающим светом. Но радо­ваться на свет недостаточно; когда пролился свет в наши умы, ког­да загорелись сердца наши, когда восторг, радость, благоговение нас охватили, надо в этом свете ходить; идти через всю жизнь, озаряемыми светом слова Христова и следуя тем светочам, которые сами, следуя за Христом, прошли весь путь.

И идя этим путем, мы должны для других быть светом. Еще в первые годы зародившейся христианской веры апостол Павел преду­преждал, что имя Христово порочится ради недостоинства христиан. Если бы мы были Христовы в полном смысле этого слова, если бы мы были подобны тем святым, память которых мы сегодня и во вся дни празднуем, окружающие нас люди смотрели бы на нас с изумлением — не потому что мы говорим иным языком, не потому чтобы мы держали себя не как все, а потому что во всем нашем существе был бы свет.

Вы, наверное, помните рассказ о том, как Спаситель Христос дал зрение слепорожденному. Этот человек никогда не видел света, никогда не видел тех предметов и людей, которые свет открывает перед глазами каждого из нас. И когда открылись его глаза, первое что он увидел, был Лик Бога, ставшего человеком, и первые глаза, вглубь которых он заглянул, были глаза Спасителя Христа, раскры­вающие перед ним всё состраданье, и всю жалость, и всю милость, и всю ласку Божию.

Вот, какими должны были бы встречать нас люди: глядя на нас, видеть, что внутри нас сияет свет, им дотоле неведомый; видя, как мы живем — дивиться о том, что на земле, где столько не­правды, есть люди, которые могут жить правдой; что в мире, где так часто торжествует ложь, есть люди, которые провозглашают не словом одним, а всем своим бытием, истину о Боге и истину о че­ловеке; истину, что человек велик, что человек свят по призванию, что он достоин глубокого почтения и всестороннего внимания и служения. Христос Сам говорит нам, что Он пришел не для того, чтобы Ему служили, а, чтобы послужить, и нас Он послал в этот мир с той же целью: обновлять его, быть вестниками Царства Божия и вечной жизни.

Дай нам Господь, чтобы по молитвам всех святых, но сегодня особенно святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, на нас почил свет вечности, загорелся в нас этот свет неугасающий, и чтобы мы — каждый из нас и все вместе взятые — как светоч светились бы в мире, принося радость, истину, правду, любовь и новую полноту жизни всем. Аминь.

Опубликовано: «Проповеди, произнесенные в России». – М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2014.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет