Митрополит Антоний Сурожский

Молебен по окончании Епархиального съезда

29 мая 1989 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Евангельский отрывок, который мы сейчас слышали, говорит, что всякому просящему будет дано, и всякому, кто стучится, дверь будет отворена. И вслед за этими словами, которые мы обычно воспринимаем как обещание нам самим, следуют другие слова, отвлекающие нашу сосредоточенность на себе прочь от нас самих: там говорится: «Что вы ожидаете, чтобы другие вам сделали, то делайте им».

Мы приступаем к Живому Богу, моля Его о спасении; и когда кто бы то ни было приходит к нам с какой бы то ни было мольбой, мы должны помнить об этой заповеди Христа. Просьбы могут быть разными; одним нужен кров; дру­гие голодны; у кого-то горе, кто-то одинок; кто-то потерял веру; у кого-то погасла надежда: наше дело — отозваться тому, кто просит, кто стучится, кто прибегает к нам. И только тогда мы будем тем, чем мы призваны быть: чутким, заботливым присутствием Христа в мире, в который мы посланы, по слову апостола Павла, как предшественники небес, как передовой отряд Царства Небесного: не как покорители и победители, не как господа, а как предвестники, несущие освобождение.

И это мы можем сделать, если вспомним слова вчерашнего чтения Деяний апостольских, впервые в Антиохии ученики Спасителя были названы христианами. Случилось ли это просто потому, что они го­ворили о Христе всем и каждому? Или потому, что они были как-то необычны и отличались от других? И потому, и поэтому, но, возмож­но, несколько иначе, чем мы думаем.

Да, они говорили о Христе; но, по словам апостола Павла, говорили они не по мудрости житейской: их слова обладали силой, но не силой земной убедительности, а силой Духа: они были голосом Бога, звучащим среди потерянного и погибающего мира. И мы в свою очередь должны помнить, что мы призваны говорить о Христе, провоз­глашать Его, исповедовать Его: но не согласно мудрости и знаниям, которые можно почерпнуть в книгах, а тому знанию Бога, которое мы постигаем только через приобщение Ему — в молитве, в поклонении, в верности Ему, в лояльности Ему и исполнении Его заповедей.

И дальше: в них действительно видели людей, мужчин и женщин, которые отличаются от других. Но не потому, что они придерживались странных обрядов, или что поведение их было необычным; а потому, что, глядя на них, люди видели в них граждан небес. Повторяя слова, которые я употребляю так часто, люди, встречая их, видели на их лице и в их глазах сияние вечной жизни: жизни, которую Хрис­тос пробудил и вызвал в их сердцах, вечной жизни, которая прони­зала их ум, и их сердце, и их волю, и их тело, и все их поступки, и поведение. И это делало их отличными от других, и они были откровением того, что есть подлинное человечество, под­линный человек.

Будем помнить, что это наше призвание: называться хрис­тианами не по ярлыку, но потому, что без всякого ярлыка в нас можно узнать собственный народ Божий.

Да дарует же нам Господь вырасти в такую меру веры и жизни, молитвы и общения — не только сакраментального, в таинст­вах, но общения повседневного, во всякое мгновение, чтобы мы жили погруженными во Христа и нося Его в себе.

Аминь.

Пер с англ.

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: