митрополит Антоний Сурожский

Неделя Святых Отцов

4 января 1998 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы находим имена предков Христовых. И часто я слышал о том, что слышать эти имена, из которых большинство ни о ком конкретно не говорит, с таким чувством: зачем этот список. Но если задуматься и подумать, что каждый из них сродни Христу, что во Христе собралась как бы вся жизнь Его предков, и что эти имена — это имена предков Самого Хрис­та, тогда вдруг каждое имя, даже неизвестное нам, даже непонятное, делается особенным, дорогим. Потому что они не толь­ко просто предки нашего Спасителя: это люди, которые сделали возможным Воплощение. Я это объясню сейчас коротко.

Бог только один раз действовал без соучастия человеческого согласия; это тогда, когда Он сотворил мир — тогда некоего было спрашивать, и никто не мог отозваться. И тогда, зная, что, создавая мир, Он открывает путь к вечной жизни непостижимого счастья и радости твари, Он сотворил всё.

Но после этого, на каждом шагу Он ожидал соучастия человека. Когда Адам встретил весь тварный мир и увидел, что он один, что никого нет ему похожего, и он захотел иметь друга, только тогда родилась Ева.

И вот после этого, один после другого жили люди, которые боролись в мире, который стал грешным, в котором надо было бороться за цельность своей души, в котором надо было искать Бога, и искать Его порой в радостной встрече, а порой в очень трагической схватке. Я не напрасно употребляю это слово, потому что нам рассказывает Ветхий Завет о встрече в темноте ночной Иакова с Ангелом Божиим, который ему преграждал путь; и они слились в борьбе и только когда рассвело, и Иаков увидел, с кем он боролся, он попросил у Ангела благословения, и он получил благословение, но получил одновременно имя Израиля — того, кто с Богом сплелся в борьбе.

И так многие, многие предки Христовы, и миллионы людей с тех пор сплелись в борьбе с Богом. С одной стороны, рвется душа к Нему, с одной стороны что-то улавливаешь о Его святости и о том, что без Него невоз­можно жить; а с другой стороны Он стоит на пути к тому, куда мы по грехов­ности, по неведению нашему устремились. И мы все в состоянии, в котором мы сплелись с Богом в борьбе, но вместе с Богом, Который борется с нами, для того, чтобы нам открыть путь ко спасению, часто к радости.

И так, в течение всей истории Израильского народа люди боролись с Богом и боролись с самими собой; боролись за Бога в себе и, вместе с этим, боролись с Богом своей греховностью, своей слабостью. Но что соединяет всех этих людей, все эти имена, это то, что все они, греховные, каялись перед Богом, не только плакались перед Ним, но боролись изо всех сил для того, чтобы быть достойными Того Бога, Которому они постоянно изменяли, Которого они били недостойны на каждом шагу.

И каждый из них принес как бы свой камушек для построения того зда­ния человеческой личности, Которую мы называем Пресвятой Богородицей. Она унаследовала всю чистоту, всю устремленность к Богу, всё светлое, что со­брали за тысячелетия Её предки. И Она оказалась способной не бороться с Богом, а до конца Ему отдаться, соединиться с Его волей, открыться Ему до конца, и когда Господь увидел эту Её готовность, эту зрелость в чело­веческом мире, был послан Архангел Гавриил, который возвестил Ей о грядущем воплощении.

Но это было не одностороннее действие Божие, это был ответ на борьбу всего человечества, которая завершилась совершенной Её чистотой, которая позволила Ей ответить: «Да, Господи, Я Твоя раба, буди мне по воле Твоей.»

О чистоте Её говорит Евангелие и говорит праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Она была введена во Храм, Она была допущена во Свя­тая Святых, куда только Первосвященник мог войти, и только один раз в год, и только очистившись кровью жертв. Она, чистая, вошла в это Святое Святых, заняла место, которое первая Ева занимала и грехом потеряла. Но Она заняла это место, и через Неё, благодаря Ей, благодаря Её чистоте и благодаря Её вере стало возможным воплощение Христово.

Поэтому, когда вы будете слышать эти имена из Ветхого Завета, пусть они будут вам неизвестны, многие из них вообще неизвестны никому, вы по­думайте: это человек, который внёс капельку святости, из которой сложилась Святая Личность Пресвятой Богородицы; он один из тех, благодаря кому Во­площение стало возможным, благодаря кому, когда родился Христос, можно было сказать: «Эммануил», то есть по-еврейски «С нами Бог», и когда Ему дали имя «Иисус», это имя значило «Бог спасает».

Вот о чем говорит нам эта родословная. Поэтому будем слушать, слу­шать с открытым сердцем, с большим непониманием, незнанием этих имен, но думая: вот еще один, еще один человек, благодаря кому воплощение Бо­га на земле стало возможным. Да будет он благословен во веки! Аминь!

Слушать аудиозапись: Неделя Святых Отцов , смотреть видеозапись: