Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына
21 февраля 2019 г.  в 19:00
Семинар по наследию митрополита Антония Сурожского

«О человеческой личности и человеческом единстве»

«Если взять такие простые категории, как «я люблю тебя», то «Я» обычно пишется крупным шрифтом, «люблю» — простой союз, а «те­бя» — вообще нечто относительное. Я думаю, весь процесс, кото­рый должен нас связать с кем-то, состоит в следующем: мы посте­пенно обнаруживаем, что «я» и «тебя» уравновешиваются по мере того, как «люблю» перестает быть союзом, перемычкой, соединя­ющей два местоимения, и обретает весомость, какое-то качество, изменяющее самые отношения. Бывает момент, когда отношения на­столько уравновешиваются, что тот, кто любит, ощущает себя со всей интенсивностью, но он с той же интенсивностью ощущает и другого, придает ему значение, ценность; а затем, если наше чувство становится более глубоким, если возрастает в нас соз­нание «другого», то наступает момент, когда мы вдруг понимаем, что теперь мы стали точкой на периферии, а он — центром в на­шем не статичном, а динамичном отношении существа, обращенно­го, устремленного к другому».

Митрополит Антоний Сурожский

На семинаре выступит:

Касаткина Татьяна Александровна, доктор филологических наук, зав. отделом теории литературы Института мировой литературы им. А. Горького РАН, с докладом «”Личность vs. особь” (митр. Антоний Сурожский) – “Мы будем — лица, не переставая сливаться со всем…” (Ф.М. Достоевский): о человеческой личности и человеческом единстве».

В докладе речь идет о недоступно-доступной для нас «личности до грехопадения» / иной природе человека («Личность, персона — это то, чем мы призваны стать, преодолев индивидуума, которого эмпирически мы можем в самих себе наблюдать», — митр. Антоний Сурожский, текст «О самопознании»). О том, как сформировалось у нас представление о себе как об особи (и вот тут говорим и об Адаме и Еве и процессе грехопадения). О том, что все цели и средства их достижения будут у человека разными в зависимости от того, на какую свою природу он ориентируется; мало того, выяснится, что то, что мы считаем целями, ориентируясь на нашу природу на земле — и не цели вовсе (и потому они не освобождают нас от кризисов, связанных прежде всего с бесцельностью существования), а лишь условия существования, о том, как все это различать.

Текст для обсуждения: «О самопознании» (Труды. М.: Практика, 2002. Т. 1. С. 289–301).

Вопросы:

1) Что такое личность? Чем она отличается от особи, самости, индивидуума? Почему Достоевский говорит о разноприродности «человека на земле» и «человека, как он задуман»?

2) Как можно стать личностью? Как обрести цельность?

3) Каким образом наше обретение себя как личности связано с нашими отношениями с другими людьми, соединением со всеми, с человеческим единством?

Ведущие: Н.В. Ликвинцева, Е.Ю. Садовникова.

адрес: ул. Нижняя Радищевская, д.2 (м. «Таганская»-кольцевая),

тел. для справок: +7(495)915-10-80, +7 (965)1306326

Видеозапись семинара можно посмотреть здесь: https://youtu.be/mpF5FBq7R2s

×
О семинаре
Стань самим собой!

Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» провел семинар «О человеческой личности и человеческом единстве».

Странно, но люди мало задумываются о том, кто они есть. Многим вопрос даже покажется праздным: разве здесь есть какая-то загадка? «Я – любящий родитель, верный супруг, надежный друг и сознательный гражданин», — скажут одни. «И вообще, я – это я!» — добавят другие.

Это, конечно, так. Только речь идет не о том, что бы успешно играть свои социальные роли.  Скорее, напротив — о способности в них не растворятся, не растратить жизнь в череде мелких бытовых забот. Ведь именно от этого предостерегает нас Церковь…

О том, почему умение быть самим собой так важно в духовной жизни говорили на семинаре «О человеческой личности и человеческом единстве», который прошел 21 февраля в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына. Семинар проводил Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского». Владыка Антоний учил верующих подлинным отношениям с ближними и с Богом, иными словами, учил быть самим собой.

По традиции семинар открылся общей молитвой и просмотром видеофрагмента с проповедью владыки. Вдохновенные размышления митрополита Антония о сотворении человека, при котором Адам увидел в Еве как бы другого себя, Alter Ego, и тем самым обрел цельность, задали тон первой части беседы. По словам владыки, в тот момент Адам и Ева могли сказать друг другу: «Ведь это я! Это я передо мной, перед моими глазами! Но в такой красоте, такой дивный, которого я могу полюбить всем своим существом, отдать себя полностью, неограниченно».

Этот несложный, но так редко сознаваемый нами внутренний закон лежит в корне человеческих взаимоотношений. Действительно, бездна грехопадения разверзлась под Адамом в тот момент, когда Ева стала для него не «ты», а «она».  Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3:12), оправдывался перед Творцом Адам.

О том, как осмысление этих простых начал может преобразить нашу жизнь, гостям семинара рассказала Татьяна Александровна Касаткина, доктор филологических наук, зав. отделом теории литературы Института мировой литературы им. А. Горького РАН, исследователь творчества Ф.М. Достоевского. Она назвала свой доклад «”Личность vs. особь” (митр. Антоний Сурожский) – “Мы будем — лица, не переставая сливаться со всем…” (Ф.М. Достоевский): о человеческой личности и человеческом единстве». В своем выступлении Татьяна Александровна опиралась на размышления великого писателя, для которого закон внутренней жизни человека и его развитие в евангельском духе были центральными темами творческого исследования. Достоевский говорит о двух законах, определяющих развитие человеческой личности: «состояние Я» и «состояние личности». 

Первый из них можно условно обозначить как «состояние Я». Это эгоистическая установка, в той или иной мере свойственная нам всем. В этом состоянии человек остается как бы голодным, пребывает в состоянии дефицита: сосредоточенным на себе, требующим к себе внимания и стремящимся во всем занять центральное место. Другую точку зрения он воспринимает как посягательство на себя, а другого человека – как препятствие. К сожалению, мы не осознаем, что оборотной стороной такого самоосуществления неизбежно являются  вытравливание собственных чувств и ощущений.

«Состояние Я» нелегко, малопривлекательно, но необходимо для каждого. Это путь, которым человек восходит ко второму, вышестоящему закону своего бытия – «состоянию личности». Это высший уровень развития, на котором личность не только способна, но готова и хочет «безраздельно и беззаветно» отдать себя всем. Достоевский считает, что стремление к безграничной и радостной самоотдаче вложено в нас самой природой. Безусловно, за свою земную жизнь человек не способен раскрыться на этом уровне до конца. Но уже одна решимость двигаться в этом направлении может преобразить нашу жизнь.

На этом пути человек уже не ищет чужого внимания, ведь куда интереснее наблюдать самому. Иные точки зрения не угнетают его, а лишь дают возможность узнать новое. Обсуждения больше не сваливаются в споры, а дорастают до уровня открытия друг другу новых пространств. «Другой перестает быть тем, кто меня теснит, а становится тем, кто предоставляет мне свое пространство, которое без него для меня абсолютно недоступно. Другой человек становится не препятствием, а возможностью», — рассказывает Татьяна Александровна.

Этот путь самоотдачи и предлагает нам Церковь. Но идти по нему человек призван самостоятельно и свободно. Это всегда свободное решение, к которому нельзя вынудить ни ближнего, ни даже самого себя. Но именно этого современные верующие, как правило, не осознают.

По словам Татьяны Касаткиной, здесь кроется одна из главных проблем церковной педагогики. Дело в том, что большинство современных верующих не только плотно укоренены в «состоянии Я», но и не осознают своего положения. Такой человек далеко не всегда способен воспринять призыв Церкви, адресованный к более высокому уровню самосознания. В итоге человек вынужден без конца совершать тщетную попытку соответствовать еще недоступному для себя моральному уровню – а это и есть попытка не быть собой. Иными словами, лицемерие. 

Как же разорвать порочный круг? По мнению митрополита Антония, верующим нужно научиться честным встречам с самими собой. Это значит не убегать от себя, боясь совершить грех, а уметь честно смотреть на свои положительные и отрицательные стороны. Важно уметь сказать себе: «Да, это хорошо во мне, а это – плохо. Но это все я. Что я могу с этим сделать?»

Надо посмотреть на себя без тупикового осуждения, а с констатацией и даже с интересом.  Именно так поступало большинство святых отцов. Они не отмахивались, например, от собственного гнева, а смиренно признавали его в себе, и искали полезное применение для этой фундаментальной человеческой эмоции. У нас же внутри зачастую нет ничего, кроме огромных запретительных списков со своими качествами, которые мы пытаемся от себя оторвать.

Словом, гости семинара получили немало поводов к размышлению накануне Великого поста.  Хотя даже первая попытка всерьез встретиться с собой показывает, что это дело не 49-дневного говенья, а процесс длинною в жизнь…

 «Мне кажется, христианин иначе не растет. Христианин должен начинать со встречи с собой. Ведь и другого ты будешь любить ровно так, как ты любишь самого себя», — сказала в завершении встречи Татьяна Александровна.

Автор: Константин Стебунов