Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Хочу сказать вам слово сегодня не о том, что вы слышали в Евангелии, а на другую тему.
Ко мне и к другим священникам часто обращаются прихожане с просьбой стать для них духовным отцом. Их поражает отказ, который им дан, и они этот отказ воспринимают как нежелание их охранять, молиться за них перед Богом, вести их в Царство Небесное. И это далеко не так. Апостол Павел говорит, что он считает себя отцом тех, которых он родил во Христе. И другие отцы говорят о том, что они могут быть отцами только тогда, когда они дошли до какой-то великой, непостижимой глубины познания Бога. И никто из нас не может этого сказать вам. Чем же мы можем быть? Вы, наверное, себе представляете то, как бывает, когда человек в горы уходит и просит, чтобы кто-нибудь был его проводником; он в проводники избирает себе человека, который уже сам прошел весь этот путь и вернулся живым. И кто из нас, священников может сказать вам: «Я весь путь прошел, я дошел до Царствия Божия, я вступил через врата, и нахожусь там, где созерцают Живого Бога?..» Есть рассказ в жизни святого Макария Великого о том, как его один ученик после смерти Макария видел сон. Святой Макарий подымался на мощных крылах своих к Царству Небесному, к вратам рая, а бесы расставили по дороге, по его пути преграды; и у каждой преграды они испытывали тот или другой грех, который он мог бы совершить, и он проходил через все эти испытания чистым. И когда он дошел до самих врат райских, бесы решили хоть последним искушением его погубить. И они воскликнули все: «Макарий! Ты нас победил!» — надеясь, что тщеславие, гордость его убьет. И Макарий повернулся и сказал: «Еще нет». И тогда пред ним открылись врата небесные.
Мы все, священники, так далеки еще от Макария. Но даже в той мере, в которой мы уже прошли какой-то путь, мы можем быть тем, что я часто объясняю людям, которые ко мне обращаются с этой просьбой. Духовным отцом, наставником в полном смысле слова я быть не могу; но спутником я готов быть; мы идем все тем же путем в Царство Божие. За многие годы и я, и другие священники прошли какой-то путь; и они могут вместе с кающимся идти по этому пути до момента, когда они честно должны сказать: «Дальше я тебя вести по известному мне пути не могу; пойдем, если хочешь, вместе, и будем искать вместе свой путь…» Каждый священник это может сделать; но обещать, что он будет отцом и родит к вечной жизни человека, который приходит к нему, он не может. На исповеди ясно сказано: «Я только свидетель есмь…» Он свидетель того, что Христос предстоит невидимо, что Христос слышит исповедующегося, и он свидетель перед Христом о том, что исповедавшийся, со всей честностью, правдивостью, сколько у него может ее быть, открыл Ему свою душу. И выслушав исповедь священник делается со-страдальцем; он не только со-страждет, жалея человека, который так себя ранил, изуродовал грехом; он навсегда остается страдальцем вместе с ним. Он никогда не может забыть того ужаса, который ему открылся в человеческой душе и жизни; он никогда не может забыть этой встречи живой души с Спасителем Христом. И поэтому он на всю жизнь остается со страдальцем того, кто к нему пришел. И это не только действует в исповеди, это бывает каждый раз, когда к священнику подходит человек и открывает ему свою душу, свою скорбь, свою израненность; он каждого такого человека воспринимает до глубин души, и до конца своей жизни он будет его вспоминать перед Богом. Мы не всегда можем вспоминать всех и каждого на вечерней или утренней молитве, но всегда можно сказать: «Господи, взгляни в мое сердце — там покоятся все те, которые, когда бы то ни было со своей скорбью, со своим грехом, со своей нуждой пришли, прося о помощи; Господи, я открываю тебе это сердце, я возношу это сердце со всеми этими именами, людьми, грехами, радостями счастьем, горем! Ты их прими, Ты их спаси!» И это каждый священник делает…
Поэтому, если вам нужно духовное руководство или помощь, идите к священнику, но знайте, что он будет для вас со страдальцем, что он будет вашим спутником в Царство Небесное, но не ожидайте от него большего. Даже человек как Серафим Саровский отказывался быть духовным отцом. Он был готов молиться, он был готов какие-то наставления короткие давать; но спасение он предоставлял Единственному, Который может спасти всех и каждого, Господу нашему Иисусу Христу, Который является не только со-страдальцем, но Страдальцем всей твари, распятым о том, чтобы спаслись люди… Поэтому, приходите к нам с доверием, мы вас примем с любовью и благоговением, и мы будем вместе шествовать в Царство Небесное. А теперь, шаг за шагом, через Великий Пост к Страстной Седмице, к Распятию, и по ту сторону Страстной Седмицы и Креста к Воскресению, не только Христовому, но и нашему, если мы с Ним останемся неразлучными. Аминь!