митрополит Антоний Сурожский

О молитве

1971 г.
Тема: Молитва   Место: Лондонский приход   Период: 1971-1975   Жанр: Проповедь

Приходится слышать и читать в современной литературе: Мо­литва так интересна, молитва так полна жизни — почему бы вам не приступить к молитве? А мне хотелось бы наоборот сказать: Будьте осторожны; молитва полна глубины, но глубины страшной; поистине, именнострашной глубины, потому что молитва — встреча лицом к лицу с Самим Господом. Моисей, пророки, святые с трепетом подходили к Богу — а они были святые; как же мы мо­жем приступить к Богу без страха и трепета? Ведь всякая встре­ча с Богом, это нечто подобное последнему нашему суду: безот­ветственно в Божие присутствие нельзя придти. Встретив Госпо­да, можно отойти от Него только оправданным или осужденным, другом или врагом — среднего пути нет. Бог нас создал; Он нас создал для того, чтобы мы имели радость бытия, радость Им жить, радость Его знать, радость знать и любить друг дру­га; Он открыл нам возможность вместе строить Царство Любви, ми­ра, вечной радости… Он наш Творец, мы от Него зависим совер­шенно. И это могло бы быть страшно, если бы это не был Бог любви, потому что зависеть от кого-либо страшно — ес­ли мы не любимы. Но Он нас любит; Он нас так любит, что Он стал человеком, страдал, умер для того, чтобы мы могли быть свободны, любить и жить. Как естественно должно бы нам желать встречи с Ним. И, однако, это не всегда так. Иногда нам этой встречи хочется, но иногда мы её откладываем, мы её боимся. Почему это? Потому что мы Его не знаем лично, не знаем как друга, не знаем близко, как родного. В этом наша вина. Мы могли бы Его знать, если мы только подходили бы к Нему в молитве и стояли лицом к лицу с Ним, давая Ему возможность нас встретить; и тогда желание молиться росло и росло бы в нас, как желание радости, как нарастание жизни. А молитва бы­вает иногда трудная. И не только потому, что мы не знаем Бога; а потому что нам стыдно. Стыдно не столько своих грехов, сколь­ко своей молитвы; нам кажется, что молитвенные слованеп­равдивы; мы говорим Богу одно, а жизнь наша говорит о другом; мысли наши не соответствуют нашим словам. В сердцеочень много, чего нельзя уложить в слова молитвенные. Как это выправить? Часто мы это выправляем самым простым образом, самым бессмысленным, безнадежным образом: мы перестаем молиться; мы укрываемся от Бога, мы создаем себе мир, в котором на­ша неправда укладывается. Но тогда мы теряем и молитву, и Бога, и смысл, и жизнь. Настоящий путь, выводящий нас из этого тупика -трудный путь. Надо переменить жи­знь; надо переменить внутреннее своего сердца; надо стать достойными тех молитвенных слов, которые мы произносим. И тогда мы сможем говорить правдиво, и тогда молитва бу­дет радостью живой встречи.

Как же нам научиться молитве? Раньше всего нам надо пом­нить: что не только в те моменты надо молиться, когда молитва бьет ключом из наших сердец. Так молился один мальчик, который мне раз сказал: Имею ли я право, когда я так счастлив, что Бог меня любит, прыгать, танцевать и кричать: Я Тебя люблю, Я Тебя люблю, я так Тебя люблю?.. Да, он был прав, и как было бы замечательно, если и взрослые могли бы так же непосредственно и живо молиться. Но есть моменты, когда молитва нам не дается так легко. Тогда надо молиться из глубины своих убеждений; потому что не всегда мы можем чувствовать живо — но мы от этого не меняемся. Иногда усталость одолевает нас, иногда мы ничего не чувствуем кроме боли в теле и усталости душевной. Но мы можем Господу сказать, глубже этой усталос­ти, за пределом этого бесчувствия:

Я знаю Тебя, я люблю Тебя, о Боже, Отче, Ты — моя надежда, о Господи Иисусе, Ты — моя защита. Душе Святый, Ты — моя помощь, Троице Святая, Боже мой, благословен еси во веки.  Аминь!

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет