митрополит Антоний Сурожский

О молитвенном правиле

16 мая 1999 г.
Тема: Традиция, Молитва   Место: Лондонский приход   Период: 1996-2000   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

[Многие люди  тяжело работают], в течение дня теряют все силы, они не могу начинать день с чтения длинных молитв ради того, чтобы исполить, как они считают, свой долг перед Богом. Именно об этом я хочу сказать несколько слов.

Во-первых, забудьте о долге, обязанности перед Богом. Мы все любимы Богом, и Он ожидает от нас, что мы отзовемся сердцем, ожидает ответной любви, а не чувства, что у нас те или другие обязанности, потому что Он наш Бог и Господь. Он ожидает, что мы будем счастливы — у нас есть Бог, Который любит нас! И не просто любит: Он доказал, что подлинно нас любит, потому что нет большей любви, чем любовь Того, Кто Свою жизнь положил за тех, кто Ему дороги.  Это и совершил Бог во Христе. Он отдал Свою жизнь за каждого из нас, за всех нас, не за всех  вообще, а за каждого из нас в отдельности. Есть в житиях святых рассказ о священнике, который пришел в такой ужас от недостоинства христиан своего времени да и себя самого, что он обратился к Богу со словами: «Господи, сколько же Ты будешь нас терпеть? Приди и накажи нас по справедливости!» И ему явился Христос и сказал: «Никогда так не молись! Если был бы хоть один грешник на земле, Я был бы готов снова стать человеком и умереть за кресте за него, одного-единственного!»

Вот каков Бог, к Которому мы обращаемся в молитве. Этот Бог не нуждается в наших молитвах. Он столетиями слышал эти молитвы из наших молитвословов. В первый раз они вырвались из души человека, мужчины или женщины, словно кровь из раны, — крик раскаяния или благоданости, слезы или радость, ужас или ощущение славы. Но с тех пор веками эти слова снова и снова повторяли  люди, которых они затронули в какой-то степени. Порой молитва доходит до нас, ударяет в сердце: «Помилуй меня, Господи!» Порой мы можем произнести эти слова всем своим существом, но иногда мы просто повторяем псалом, в котором Бог ничуть не нуждается. Когда царь Давид возопил этими словами, когда они излились из него, подобно крови из раны, они могли достигнуть Бога с силой, они не были скучным, монотонным бормотанием, каким иногда  бывают в наших устах.

Так что для нас важно другое. Не надо обращаться к Богу, Который будто ожидает от нас хвалы, или выражать чувства, которые у нас должны бы быть, но которых на самом деле мы не испытываем. Нужно принести Богу правдивую искренность. Подумайте, что бывает утром. Вы проснулись, вступаете в новый день. Что означает: проснуться в новый день? Кажое утро, когда мы пробудились от ночного сна, мы подобны  Лазарю, который был вызван из гроба. Ночной сон это образ для нас смертного упокоения, отдыха от долгой жизни или на короткое время; мы призваны в новую жизнь и вступаем в новый день, которого никогда прежде не было. Это не вернувшийся прежний день, это новый день. Он простирается перед нами, словно равнина, покрытая снегом, чистая, незапятнанная, без единого человеческого следа. И Бог говорит: «Иди, вступи в эту совершенную чистоту нового дня и  иди по ней, не запятнав ее. Твои следы отпечатаются, но если они прямые, они проложат путь, которым смогут проследовать другие люди, они будут путем, в конце которого буду Я».

Так нам следует вступать в новый день — сказав: «Господи, благослови меня быть новой тварью в этом дне, которого никогда прежде не было». Что я встречу в течение этого дня? Я встречу разные обстоятельства, я встречу людей, — обстоятельства всегда воплощаются людьми. Мы можем ставить себе вопросы: кто эти люди? Кто из них имеет значение? Что действительно важно и значительно?.. Опять-таки, в житиях святых или в преданиях есть рассказ о ребенке, которому поставили вопрос: «Кто самый важный человек в моей жизни?» И ребенок ответил: «Тот,  с которым я нахожусь сейчас, другого ведь нет». — «А какой самый важный момент жизни?» — «Текущий момент, когда я с этим человеком, другого момента же нет». — «А что самое важное, что я могу совершить в жизни?» — «В этот момент сделать для этого человека то, что нужно»…

Если бы мы мыслили именно так всякий раз, когда встречаем человека, когда вступаем в новизну жизни, как богата и плодотворна была бы наша жизнь! Насколько творческой и богатой могла бы быть наша жизнь, если бы мы вступали в новый день так, как я указал, если бы мы думали, что человек, с которым я сейчас нахожусь — единственный и, значит, самый важный, а текущий момент — единственный, когда я могу сделать, хорошо или плохо, то, что важно…

А когда мы доходим до конца дня, мы встаем лицом к лицу с Богом и Он нам говорит: «Я все время был с тобой. В редкие моменты ты помнил обо Мне и ты был Моим голосом, Моими руками, Моими глазами, Моими ушами. Но как часто ты забывал об этом и отрицался от своего места». Тогда мы можем обратиться к Богу и сказать: «Да, это так. Я растратил этот день. Он прошел мимо меня бесполезно, бессмысленно. Как мне быть?» И Господь отзовется: «Ты действительно это сознаешь? Если так, то сокрушаешься ли сердцем? Если сокрушаешься, готов ли ты никогда, сколько хватит  у тебя сил, не быть таким, каким ты был сегодня?» И мы должны ответить: «Да, Господи. Я поступил плохо. Я был неверен своему призванию. Я предал себя самого и других.  Я продумаю это, не только читая чужие молитвы, но продумывая весь этот день, потому что этот день принадлежит Господу. Я обращусь за помощью к молитвам святых, в которых они выразили свое смятение и сознание неверности собственному призванию, и научусь от них, как сокрушается сердцем святой». Мы так редко сокрушаемся, потому что только святой обладает такой чуткостью, чувствительностью к добру и злу; мы можем научиться от них.

Будем начинать день, словно Лазарь, вызванный из гроба. Мы призваны  в день, которого никогда не было,  мы будем встречать людей, одного за другим, и каждый будет единственным в момент встречи, как и каждый момент будет единственным, и каждое наше действие будет верным — или неверным. Мы можем начать день вместе с Господом, жить с Ним весь день, а когда достигнем конца дня, встретить Его с сокрушенным сердцем и, вместе, радостно. «Господи, я недостоин Тебя, ноТы все равно любишь меня. Ты любишь меня нежно, не сентиментально, а ценой Твоей собственной жизни. Я могу доверять Твоей любви, потому что такова ее мера».

Будем учиться так начинать день и так оканчивать его, как я сказал. Я немногое понимаю, но то немногое, что я понял, я стараюсь передать вам. Аминь.

пер. с англ,. Е.Л. Майданович

Опубликовано: «Евангельское слово рождает ответ…». М.: Гранат, 2022

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: