митрополит Антоний Сурожский

О семье и браке. Беседа 1

Радиопередача Би-би-си
17 мая 1986 г.
Тема: Любовь, Брак и семья   Место: Радиовещание на СССР   Период: 1986-1990   Жанр: Беседа

Я решил наступающие беседы посвятить вопросу о семье и о бра­ке. Мне кажется, что в мире, законом которого сейчас является разъединенность, противоположение, напряженное отношение между отдель­ными людьми и общественными группами и народами, эта тема чрезвы­чайно важна. Брак — чудо на земле. В мире, где все, всё идет вразброд, брак — это место, где два человека, потому что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. Есть древнее предание, запечатленное в одной рукописи Евангелия, хранящейся сейчас в Кембридже, где ставится Христу вопрос: Когда же придет Царство Божие? — и Христос отвечает: Царство Божие уже пришло там, где двое — уже не двое, а одно… Вот в этом самое большое чудо чело­веческих отношений: что две особи вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они друг друга полюбили и приняли друг друга до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем два человека, — оказываются единством.

Над этим каждому надо задумываться, потому что жить врозь мучительно, тяжело, но вместо с этим — легко и привычно. Интере­сы умственные, вкусы расходятся, и потому очень легко сказать се­бе: я хочу жить только тем, что меня интересует… Кто живет для прибыли, кто живет для культуры, кто ищет идеал, но я — самодов­леющая единица, с меня хватает меня самого… А на самом деле от этого получается распыление общества, распыление человечества. В конечном итоге, не остается ничего от того дивного, чудного един­ства, которое могло бы существовать между людьми. И брак, как я уж сказал, является таким чудом, чудом восстановления единства там, где оно может быть восстановлено человеческими силами.

Но для этого надо понять, что такое любовь и как мы друг со другом можем связываться любовью, потому что любовь бывает разная. Мы это слово употребляем в очень различных обстановках. Мы говорим, что любим Бога, что любим родителей, что любим жену, мужа, детей; но мы также говорим, что любим самые незначительные вещи. Мы это святое, изумительное слово применяем к тому, что — да, я люблю мо­роженое, да, я люблю прогулки, я люблю футбол, я люблю театр. И этим мы снижаем качество самого слова и сами оказываемся пленниками этой запутанности.

Любовь — удивительное чувство, но оно не только чувство, оно — состояние всего существа. Любовь начинается в тот момент, когда я вижу перед собой человека и прозреваю его глубины, когда вдруг я вижу его сущность. Конечно, когда я говорю «я вижу», я не хочу сказать «постигаю умом или вижу глазами», но — постигаю всем сво­им существом. Если можно сравнить с чем-нибудь, то так, как я по­стигаю красоту, так, как я постигаю, например, красоту музыки, красоту природы, красоту произведения искусства, когда я перед ним стою в изумлении, стою в безмолвии, только воспринимая то, что передо мной находится, и не будучи в состоянии никаким словом это выразить, кроме как восклицанием: Боже мой! До чего это прекрасно!.. И вот здесь начинается тайна любви к человеку, — в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью, а только глядим и изумляемся той красоте, которая нам открылась.

Опубликовано: Таинство любви: Беседа о христианском браке. СПб., 1994.

Слушать аудиозапись: О семье и браке. Беседа 1 , смотреть видеозапись: нет