митрополит Антоний Сурожский

О семье и браке. Беседа 11

9 августа 1986 г.

Далее, по ходу службы венчания, прослушивают жених и невеста, уже увенчанные теперь, два чтения. Одно взято из послания святого апостола Павла к Ефесянам, из последней главы. Я его прочту на русском языке, потому что многие, ходящие в церковь и присутствую­щие при венчании, слышат его на славянском языке, который, вероят­но, до них не доходит.

Благодарите всегда за всё Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа; повинуйтесь друг другу в страхе Божием. Жены, пови­нуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела; любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит че­ловек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть (Быт. 2 ,24). Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф. 5, 20-33).

Это послание, с одной стороны, говорит об очень глубоких от­ношениях между Церковью и Христом. Христос пришел на землю спасти человечество; Бог стал человеком, и спасение это Он совершает це­ною Своей жизни и Своей смерти. И это первое, о чем должны думать мужья, когда вступают в брак: им вручается Богом хрупкое сущест­во, которому они сказали: Я тебя люблю, — и эта любовь должна быть такова, что муж готов всем пожертвовать, всей своей жизнью всей своей смертью по любви к жене и по любви к своим детям. Не потому муж является главой семьи, что он мужчина, а потому и только поскольку он является образом Христа и поскольку жена и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безгра­ничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая го­това на всё, чтобы только спасти, защитить, напитать, утешить, об­радовать, воспитать свою семью. Это каждый человек должен помнить; потому что слишком легко мужчине думать, что потому только, что он мужчина, он имеет права на свою жену, над своей женой и над своими детьми. Это неправда. Если он не образ Христа, то никто ему не обязан никаким уважением, никаким страхом, никаким послуша­нием. Но, с другой стороны, жена является как бы иконой, образом Церкви. Церковь имеет как бы два лица. С одной стороны, она — не­веста, радующаяся о том, что она возлюблена Богом и возлюблена та­кой любовью, которая явлена во Христе. Но с другой стороны — и это тоже образ, который дает апостол Павел в одном из своих посла­ний — она является невестой Агнца, то есть закланного Спасителя. И она — невеста, та, которая настолько, так глубоко, так совер­шенно возлюбила своего возлюбленного, что она может всё оставить, всё забыть, от всего оторваться по любви к нему, и последовать за ним, куда бы он ни пошел, если нужно — на крест, если нужно — на страдания, по незыблемой верности.

Вы видите, что в этом послании говорится не о владычестве мужа и о подчиненности жены, а о такой взаимной любви, которая называется жертвенной любовью, героической любовью мужа и на ко­торую жена может ответить соответствующей любовью. Это мы должны всегда помнить, потому что всегда или, вернее, слишком часто этот отрывок Священного Писания толкуется ложно: унизительно для жены и возвеличивая мужа, представляя его гордым властителем.

Опубликовано: Таинство любви: Беседа о христианском браке. СПб., 1994.

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: нет