митрополит Антоний Сурожский

О слепом

11 мая 1980 г.

Я хотел бы обратить ваше внимание на две черты сегодня­шнего евангельского чтения; первое — это что вновь и вновь Гос­подь Иисус Христос совершает чудо в день субботний, вызывая негодование тех, которые соблюдали закон со всей его строгос­тью, хранили его с фанатичностью.

Но не для того, чтобы ос­корбить их Христос поступает так; Бог сотворил мир в шесть дней, и на седьмой день Он почил от трудов Своих, пору­чив, передав мир заботе человека. Вся история, от сотворения мира до второго пришествия, есть час человека, когда человек должен принести плоды творения, довести тварь до ее полноты, воссоединить тварь с ее Творцом. Человек изменил сво­ему призванию; мы сделали мир уродливым и чудовищным, тогда как мы были призваны довести его до совершенства красоты и гармонии с Богом и с самим собой. Но пришел Христос, единственный подлинный человек, единственный человек в полной гармонии с Богом, единственный человек, который был способен выполнить ту задачу, которая была поручена человеку, и когда Он творит Свои чудеса в день субботний, это призыв для нас относиться к истории, к нашему дню, тому дню, в который мы живем, как к дню, который Бог поручил нашей заботе, и сделать из него день Господень.

И другая черта, которая находится в прямой связи с первой: когда мы читаем в Евангелии о действиях Божиих, Его проповедях, Его чудотворениях, мы устремляемся к Нему, в надежде, чтобы Он сотворил чудо для нас. И мы забываем, что Христос сказал, что Он дал нам пример, которому мы должны последовать, что то, что Он творил, и нам надлежит сотворить, и что дейст­вительно, по Его собственному слову, верующий в Него сотворит дела большие, чем чудеса, которые Он творил… Наше призвание в том, чтобы преобразить мир, в самом корне преобразить его, но совсем не в том, чтобы беспрестанно быть предметом Божест­венной заботы.

Мы, христиане, обескровили христианство, сдела­ли его бессильным и слабым тем, что относимся к Истории не как к дню человека, когда нам надлежит творить, а как ко времени, когда Бог, будто бы, должен непрерывно изливать на нас, маленькое стадо, и Свою благодать, и Свою помощь, и Свою милость: Он призвал нас, в вечер Своего Воскресения, идти в мир, как Он пришел: вестниками любви, вестниками Бога Самого, и исполнить эту свою миссию, как Он ее испол­нил, ценой нашей жизни, изливая свою жизнь, чтобы другие жили, или отдавая, если нужно, свою смерть для того, чтобы другие могли ожить.

Мы очень далеки от своего призвания; мы бежим к Богу за помощью в тот самый момент, когда Он повелевает нам прорываться вперед, идти, быть Его присутствием в мире. Апостол Павел знал это, когда говорил, что «я восполняю в теле моем — т.е. во всем существе его, душе и плоти — недостающее страстям Христовым». И Христос зовет нас забыть себя, отвернуться от себя, потому что мы сами себе являем­ся камнем преткновения, не дающим нам выполнять нашу миссию: наш страх за наше тело, страх нравственного, душевного страданья, страх перед всеми теми вещами, которые мы при­званы выполнить. Мы боимся смерти, хотя провозглашаем, что Христос победил смерть; где же наша вера? Мы горюем, когда кто-либо умирает, а мы же знаем, что смерти нет больше, что есть только временное успение, тогда как живая душа ликует лицом к лицу со своим живым Богом… Мы должны научиться от­странять самих себя в сторону, когда страх, жадность, или что бы то ни было, сосредотачивающее нас на себе самих, не дает нам исполнять то, к чему мы призваны — быть вестниками Божией любви, Божьего сострадания, Божией правды; тут мы должны сказать себе: Отойди от меня, сатана, противник, враг Божий, потому что ты думаешь не о вещах Божиих…

Если мы действи­тельно христиане, мы должны бы повторять, вслед за Откровени­ем Иоанна, слова Духа и слова Церкви: Ей, гряди, Господи Иисусе, и гряди скоро!… А мы, так многие из нас, не тоскуем, не жаждем этого пришествия, зная, что Его пришествие оз­начает смерть всех вещей земли и наше пробуждение лицом к лицу с Богом. Мы посланы в мир быть тем, чем был Христос, и единственное, почему мы этим не являемся, это по­тому, что мы не отказались, не отвергли себя самих для того, чтобы выполнить свое назначение. Слепой человек встретил Хрис­та лицом к лицу; Христос исцелил его. Сколько вокруг нас сле­пых — не физической слепотой, а слепотой более страшной: слепотой к смыслу жизни, слепотой к любви, слепотой к состра­данью, слепотой ко всему, что могло бы пре­вратить жизнь в поле битвы, и в победу. Мы должны выйти, как Христос шел, забыв себя, взяв свой крест, следуя за Ним, потому что Он сказал, что если мы хотим куда бы то ни было придти, то идти надо вслед за Ним.

Это — вызов нам; то, что произошло в дни телесной жизни Христа, должно происходить теперь, когда мы — воплощенное тело Христово; и если мы неспособны на это, то мы должны ставить себе прямые и жесткие вопросы, и отвечать на них безжалостно, без сожаления, и стать христианами, такими, какими мы должны быть, какими призваны быть, христианами, в которых люди могли бы узнать Христа Самого.

Аминь.

 

***

 

После благословения:

 

Только что я говорил о сострадании, о солидарности с теми, кто в нужде; сегодня начинается Неделя Христианской Помощи: не­многие из нас способны отдать свою жизнь и пролить кровь в сострадательной солидарности с теми, кто ее проливает; но все мы можем материально помочь людям, умирающим с голода, не имею­щим крыши над головой, живущим в постоянном страхе, потому что завтрашний день для них так же мрачен, как сегодняшний. Будьте щедры; у выхода из церкви вы увидите специальные тарелки, куда вы можете положить свою лепту в жизнь других. Несколько недель назад я говорил, что несколько монет, пожертвованных здесь, могут обеспечить жизнь ливанских детей в течение нескольких месяцев. Мы не задумываемся, что можно сделать при той ма­лой щедрости, которую мы можем найти у себя в сердце; будем же копать вглубь своего сердца и раскрывать больше щедрости… Дар приобретает подлинную цену, когда это жертва для нас; когда это не излишек, от которого мы освобождаемся, даже не заметив этого, а когда мы можем что-то отнять от себя с тем, чтобы помочь другим. Подумайте все, сколько вы тратите, выпивая стакан пива, выкуривая пачку папирос. Цена пакета папирос сейчас может обеспечить месяца жизни другим людям; измерьте же свою щедрость тем, чем вы можете пожертвовать таким образом, и дайте

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет