митрополит Антоний Сурожский

Об исповеди. (Перед Рождеством Христовым)

1976 г.
Тема: Исповедь   Место: Лондонский приход   Период: 1976-1980   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Нередко меня спрашивают: как надо исповедоваться? И ответ на это, самый прямой, самый решительный, может быть таков: исповедуйся, словно это твой предсмертный час. Исповедуйся, словно это последний раз, когда на земле ты смо­жешь принести покаяние во всей твоей жизни, раньше, чем вступить в вечность и стоять перед Божиим судом: словно это последнее мгновенье, когда ты можешь сбросить с плеч бремя долгой жизни неправды и греха с тем, чтобы войти свободным в Царство Божие.

Если мы так думали бы об исповеди, если бы мы становились перед ней, зная — и не только воображая, но твердо зная, что мы можем в любой час, в любое мгновение умереть, то мы не ставили бы перед собой столько праздных вопросов. Наша исповедь тогда была бы беспощадно искрення и правдива; она была бы пряма; мы не старались бы обойти тяжелые, оскорбительные для нас, унизительные слова; мы их произносили бы со всей резкостью правды. Мы не задумы­вались бы над тем, что нам сказать или чего не говорить; мы говорили бы все, что в нашем сознанье есть неправда, есть грех, все то, что стоит между Богом и мной и между обиженным, униженным, оскорбленным мною ближним; мы говорили бы все, что делает меня недостойным моего человеческого звания, моего христианского имени. Не было бы в нашем сердце никакого чув­ства, что надо себя уберечь от тех или других резких, беспо­щадных слов. Не ставили бы мы вопрос о том, надо ли сказать то или другое, потому что мы знали бы, с чем можно вой­ти в вечность и с чем в вечность нельзя войти… Вот, как мы должны исповедоваться; и это просто, это страшно просто; и мы этого не делаем, потому что мы боимся этой беспо­щадной, простой прямоты перед Богом и перед людьми. Будем сейчас готовиться к Рождеству Христову; скоро начинается рождественский пост; это время, которое образно нам напомина­ет о том, что грядет Христос, что скоро Он будет среди нас; тогда, почти 2000 лет тому назад, Он пришел на землю, Он жил среди нас, Он был одним из нас, Спаситель — Он пришел взыскать нас, дать нам надежду, уверить в Божественной любви, уверить в том, что ВСЁ возможно, если мы только поверим в Него и в себя… Но теперь грядет время, когда Он станет перед нами, либо в час нашей смерти, либо в час по­следнего суда. И тогда Он будет стоять перед нами распятым Христом, с руками и ногами, прободенными гвоздьми, раненый в лоб тернием, и мы посмотрим на Него, и мы увидим, что Он распят, потому что мы грешили; Он умер, потому что мы заслужили осужденье смерти, потому что мы были достойны веч­ного от Бога осужденья — Он пришел к нам, стал одним из нас, жил среди нас и умер из-за нас. Что мы тогда скажем? Суд не в том будет, что 0н нас осудит; суд будет в том, что мы увидим Того, Кого мы убили своим грехом и Который стоит перед нами со всей Своей любовью… Вот, во избежание это­го ужаса, нам надо стоять на каждой исповеди, словно это наш предсмертный час, последний час, последнее мгновение надежды перед тем, как мы это увидим. Аминь.

Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…» – М.: «Гранат», 2014.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет