митрополит Антоний Сурожский

Преп. Серафима Саровского

1 августа 1976 г.
Тема: Святые и святость   Место: Лондонский приход   Период: 1976-1980   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сегодня празднуем день св. Серафима Саровского; в нашем храме, у его иконы, небольшой лоскуток материи, на котором осталась кровь святого Серафима. Этот лоскуток материи был нам привезен из далёкой, многострадальной, кровоточивой нашей родины; в Ветхом Завете есть рассказ о многострадальном Иове — как, желая испытать его, сатана сначала отнял у него всё его имущество, лишил его детей, оставил его бездомным, нищим; но еще оставалось у него в неприкосновенности его тело, которым мы так дорожим, к которому относимся так бережно, и которое является для нас часто — нет: всегда! — предметом такого страха: как бы через него, им, не пострадать… Но и его коснулся сатана, противник Божий: неисцельная болезнь его коснулась, отвратительная, устрашающая, которая лишила его близких людей — и тут он устоял… Только жизни его не трогай, — повелел Господь Своему противнику… Святой Серафим потерял всё, вольной волей; он отказался от родного дома, отказался от сродства и племени, отказался от родных краёв, ушел ни с чем, кроме Бога и молитвы, в монастырь. И там он себя отдал послушанию; внимательно, смиренно он принимал от Бога всё, что Господь ему пошлет — и от людей всё, что они захотят возложить на его плечи. Он сломил свое своеволие, он отдал себя через людей до конца воле Божией; и ушел он в лес, в дальнюю пус­тыню, для того, чтобы ничего его не отделяло от Бога, но так­же для того, чтобы ничто не служило ему искусственной подпор­кой, чтобы только благодать укрепляла его немощь, только верность Богу служила ему опорой… И 47 лет про­жил он в различных подвигах отшельничества, молчальничества, затвора. Но на этом пути встретилось ему второе иовлево искушение: когда он уже был лишен всего, перед ним встал вопрос о сохранении своей жизни, об избежании страданья; на него напали разбойники, он был вооружен топором, он мог защититься — но он не захотел спасти свою жизнь никакой ценой, а отдал ее еще раз Богу. И эту жертву Бог принял; он был избит, изранен, и кровь его осталась на его одежде, кусочек которой мы можем здесь созерцать. Он остался верен Богу до крови; жизнь его — сохранил Господь…

Так идет и Церковь Русская, так идет и наш народ — до крови… Будем молиться, чтобы святой Серафим вспомнил свои родные края — широкую, многострадальную Русь, чтобы он воз­нёс свои молитвы о ней, о тех, которых жизнь, человеческая жестокость, верность их вере своей лишила всего земного; чтобы он помолился о тех, тела которых коснулось страданье — в тюрь­мах, в застенках, в лагерях; чтобы он помолился о тех, над душой которых стараются получить власть, душу которых силятся разрушить их гонители; чтобы он, который был верен Богу до крови и до готовности умереть, и которого сохранил Господь на долгий и многострадальный подвиг, был с теми, которые хрупкие, слабые порой, испуганные, отчаянные несут подвиг в терпении и в страхе, как он нёс несокрушимой верой и бесстрашием своей преданности Богу. Да помянет Господь нас и всех молитвами святого Серафима; и когда мы будем взирать на эту капельку его крови, поставим перед собой вопрос: до какой меры, до какого предела готовы мы быть верными. Аминь.

Опубликовано: «Наблюдайте, как вы слушаете…» — М.: Фонд содействия образованию XXI века, 2004. (Библиотека журнала «Альфа и Омега»)

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет