Москвин Виктор Александрович

Приветственное слово Директора Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье» Виктора Александровича Москвина

От лица учредителей нашей библиотеки — Русского общественного фонда Александра Солженицына, Парижского русского издательства YMCA-Press и Правительства г. Москвы,  я рад приветствовать участников конференции, посвященной наследию выдающегося архипастыря, митрополита Антония Сурожского.

Наша конференция названа необычно. Она посвящена не памяти владыки Антония и даже не его наследию, а осмыслению  его наследия.

Слово «наследие» в русском языке более неопределенно и возвышенно, чем слово «наследство», но несомненно не только того же корня, но  близко ему  родственно.  В привычном нам смысле наследие — это духовное наследство, причем «духовное» просто как нематериальное. Владыка Антоний, бесспорно, оставил наследие. Помимо памяти и  знания о том, что мы жили в его время, осталось его учение и осталось дело, нуждающееся в продолжении.

Итак, перед большим кругом людей, считающих себя учениками, последователями, почитателями или духовными детьми владыки Антония, стоят три необычайно сложные задачи:  1. Определить, в чем положительно состоит то учение, которому мы учимся и пытаемся учить.  2. Определить, как это учение реализовалось в жизни и деятельности самого владыки Антония, иными словами, в чем состояло дело его жизни.  3. Понять, как оно может быть продолжено каждым из нас и нами вместе.

В некоторых случаях решения этих задач даются лично и втайне. В некоторых — решения слишком особые, чтобы их возлагать на всех или обсуждать со всеми. В общем виде задачи эти слишком сложны, чтобы их можно было решить за время одной или даже многих конференций. Однако задача этой конференции видится нам в том, чтобы попробовать совместно сделать первые шаги в этом направлении.

Владыка Антоний оставил нам учение, и все доклады конференции в той или иной форме будут посвящены выявлению тех или иных его аспектов. Мы надеемся, что круглый стол будет посвящен тому, чтобы обозначить какие-то ключевые понятия этого учения, по которым его можно определить. Может быть, нам удастся наметить контур, по которому можно как-то обрисовать самый общий очерк этого учения.

Воспоминания о владыке Антонии, свидетельства людей, в чьей жизни он сыграл исключительную роль, а также все кино- и фотоматериалы, которые мы также увидим на нашей конференции, как мы надеемся, в какой-то мере должны послужить решению второй задачи. Мы не можем и не должны пытаться назвать словами тайну личности владыки Антония, но попытаться определить, в чем состоит его дело, необходимо, потому что без этого мы не можем перейти к решению третьей задачи, самой насущной: что нам делать без него и чего он ждет от нас. Попытке решения этой задачи, несомненно, посвящены и усилия оргкомитета, и всех его добровольных помощников, размышления всех докладчиков, и тех, кто смог прибыть, и тех, кто только собирался, но чья добрая воля, как мы надеемся, будет с нами в эти дни (здесь в первую очередь хочется назвать отца Джона Ли). Но в самой большой мере, мы надеемся и уверены, будут решать эту задачу все присутствующие на конференции. Мы хотим, чтобы видение учения, дела и наследия Владыки родилось из наших совместных размышлений, из общей беседы.

Я хотел бы поблагодарить фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и особенно Елену Львовну Майданович за огромную работу, которая была проделана по подготовке конференции. И я хочу пожелать всем, кто пришел сегодня к нам, в наш дом «Русского Зарубежья», успешной и плодотворной работы.