ПРИВЕТСТВИЕ МИТРОПОЛИТА МИНСКОГО И СЛУЦКОГО ФИЛАРЕТА, ПАТРИАРШЕГО ЭКЗАРХА ВСЕЯ БЕЛАРУСИ

IV Международной конференции по наследию

Митрополита Антония Сурожского «Учиться видеть»

Москва, 13–15 сентября 2013 года

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

Дорогие организаторы и участники конференции!

Благодарю за приглашение принять участие в собрании и за вашу верность делу Митрополита Антония Сурожского.

Удивительно, но вот уже 10 лет мы живем без Владыки Антония, без его слова, без его готовности слушать и свидетельствовать о правде.

Позавчера, 11 сентября мы совершали память Усекновения главы предтечи Господня Иоанна. Каждый раз, когда в Церкви празднуется память мучеников за Христа, я особенно чувствую потребность в причастии правде Божией, которую они исповедовали своим подвигом. Почитая мучеников, мы чтим, а лучше сказать, празднуем, торжествуем правду Божью.

Вот и теперь, думая о том, что я могу сказать вам о Владыке, мне приходят на сердце его искренность и правдивость. Думаю, они были плодом его воздержания. Остановлюсь на этом подробнее.

Готовность Владыки Антония слушать, как кажется, проистекала не только от некой врожденной чуткости и не только от пережитого опыта. Чуткость либо пережитое горе могут ведь оказаться путями к обидчивости, замкнутости, а то и к подозрительности.

Владыка Антоний был весьма одарен богатством Духа. И его чуткость проистекала от аскетического навыка выбирать Дух, воздерживаясь от угождения себе. Он был сдержан и собран. Эти качества были как бы орудиями его внимания к человеку. Поэтому его сдержанность никогда не становилась сухостью. Наоборот, он всегда живо интересовался человеком и готов был нести на своих плечах ответственность за собеседника. Как говорит апостол Павел: «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил.2:3). Вот от этого тщеславия и любопрения он воздерживался. И это апостольское смиренномудрие проповедовал от избытка своего любящего сердца.

Митрополит Антоний говорил много, но был немногословен. Его проповеди, его приезды в Россию, Беларусь были тоже формой его ответственности за историю своей Родины. Аскетизм этой ответственности заключался в том, что он никогда не стремился подменить личную ответственность неким ответственным чином, остро чувствуя ложь подобной подмены.

Владыка Антоний любил людей, и люди платили ему тем же. Помню, когда он приехал в Беларусь, мы пригласили его в Архиерейский дом, где нас встречали сотрудники епархии. Я тогда удивился тому, что, наверное, можно назвать величием любви, исходившим от него. При виде Преосвященного Архиерея наши сотрудники благоговейно стали на колени, принимая его архипастырское благословение.

Мне хочется верить, что это благословение пребывает на нашей земле до сего дня.

Слава Богу, дорогие братья и сестры, что вы продолжаете работать в направлении, заданном трудами и всей жизнью Владыки Антония. Издание книг, видеозаписей, проведение конференций… Это все, безусловно, важно. Важно настолько, что я, наверное, был не прав, сказав, что мы теперь живем без слова Митрополита Антония.

Но пусть еще и в жизни мы научимся любить, свидетельствовать о правде Божией, видеть Ее!

С благословением

Митрополит Минcкий и Слуцкий,

Патриарший Экзарх всея Беларуси