Приветствие митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха Всея Беларуси, Председателя Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви

Приветствие Митрополита Минского и Слуцкого

Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси,

председателя Синодальной библейско-богословской

комиссии Русской Православной Церкви

участникам второй международной конференции,

посвященной наследию Митрополита Сурожского Антония

(Москва, 11-13 сентября 2009 года)

Уважаемые участники конференции!

Сердечно приветствую всех, ближних и дальних, собравшихся ныне в Москве на вторую конференцию, организованную Фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Домом Русского Зарубежья имени Александра Солженицына, которая посвящена приснопамятному Владыке — иерарху, пастырю, проповеднику, проникновенному богослову и неустанному попечителю вверенных ему Богом душ.

Избранная для настоящей конференции тема — «Человек в богословии митрополита Антония Сурожского» — позволяет рассмотреть наследие выдающегося пастыря в таком ракурсе, который, быть может, лучше всего раскрывает как его духовный опыт, так и свойственное ему богословское видение.

«Бог и человек» — так называется одна из книг митрополита Антония, изданных в Англии. «Человек перед Богом» — такое название получил сборник его бесед, изданный в России.

Это точные названия, ибо существом нашей веры и источником нашего упования является Господь и Спаситель наш Иисус Христос, совершенный Бог и совершенный Человек, в единстве Своей Божественной Ипостаси соединивший и примиривший Творца и сотворенный Им мир — мир, который в лице человека уклонился ко греху, порождающему смерть.

Но Богочеловек Иисус Христос победил смерть. Он есть жизнь — и жизнь преизбыточествующая, поскольку Его человеческая жизнь неразрывно соединена с жизнью Триединого Бога.

Благовестие о Воскресении, о победе Христа над силой зла и смертным тлением находилось в центре проповеди и богословия митрополита Антония. Отныне жизнь жительствует — в Духе Святом, преизобильно подаваемом в Церкви всем, кто приходит с глубокой верой и подлинным упованием.

Во Христе преодолено средостение между Богом и человеком: Бог стал человеком, вплоть до смерти. И потому, как говорит владыка Антоний, «каждый из нас призван и способен вместить в себя Бога; причем не как сосуд, который остается чуждым тому, что он содержит, как чаша, которая не делается причастной той влаге, которую в нее вливают; нет, мы можем быть пронизаны так, что — неслиянно, несмешенно, но реально — мы соединены с Божеством»[1].

Опыт такого соединения — необычен, экстраординарен, и далеко не всякий христианин обретает его в своей земной жизни. Это глубоко таинственный опыт, вéдомый лишь человеку и Богу, ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия[2].

Однако Предание Церкви учит нас несомненной истине: человек без Бога, без причастия благодати Его Святого Духа — еще не вполне человек, если мы смотрим на человека с точки зрения его высшего, духовного призвания. Человек становится человеком в полном смысле этого слова лишь тогда, когда он освобождается от греховного плена, от тления и смерти, а это возможно только в открытости Богу — через веру, доверие и верность Ему.

Митрополит Антоний являет нам именно такой, подлинно христианский опыт — опыт человека, который всецело поверил открывшемуся ему Христу Спасителю и, доверившись Ему, следовал за Ним до конца своих дней. И потому он мог благовествовать о Боге столь парадоксальными, на первый взгляд, словами, говоря о том, что и «Бог верит в человека».

Но такова основополагающая истина церковного опыта: Бог верит в человека, потому что человек изначально создан по образу Божию и потому что во Христе Иисусе, Господе нашем, Человек исполнил свое призвание — быть единым с Богом и в вере, и в послушании, и в любви, и в самой жизни.

Несмотря на всю нашу немощь, мы призваны неуклонно идти по пути уподобления Человеку Иисусу Христу[3] — Сыну Человеческому и Сыну Божию, Единому от Святыя Троицы.

Мы имеем целый сонм свидетелей, взирая на которых, мы видим, что это возможно человеку. Среди таких свидетелей и наш приснопамятный митрополит Сурожский Антоний.

Благословение Божие да пребудет со всеми вами.

11 сентября 2009 года

Митрополит Минский и Слуцкий,

Патриарший Экзарх всея Беларуси.

[1] Беседе о вере и Церкви. М., 1991. С. 302—303.

[2] 1 Кор 2:11

[3] Рим 5:15