митрополит Антоний Сурожский

Проповедь об исцелении бесноватых

27 июля 1986 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Раз за разом мы читаем в Евангелии о том, как Господь сотво­рил чудо: исцелением ли души преобразив чью-то жизнь, или исцелив, сделав целым тело и разум человека. И когда мы задаём себе вопрос: что побуждало Его на это, откуда Он черпал бесконечное терпение и силу на такие дела? — Евангелие отвечает нам всегда одним и тем же словом: сострадание.

Сострадание — не жалось; это способность со-страдать, по­нести страдание вместе с другим человеком, разделить чью-то муку, разделить чью-то боль. Разумеется, мы не можем поставить себя на место другого человека и в полную меру пережить его или ее страдание. Но мы можем дать этой чужой боли пронзить наше сердце, чтобы страдание, которое происходит у нас на глазах, потрясло нас до самой глубины. Но для этого у нас должно быть открытое сердце, сердце, готовое быть раненым; мы должны сами быть готовы на стра­дание.

Поэтому нам с таким трудом дается пережить подлинное сострадание: сострадание не по выбору, когда мы отзываемся на боль од­них, а других отвергаем; не такое сострадание, которое обращено только на тех, кого мы любим естественной любовью, но которое способно охватить, обнять и тех, кто ненавидит нас, кто нам чужд совершенно и во всём.

Христос мог каждому, кто приходил к Нему, сказать: «Ты весь во грехе, ты зол, ты не поступаешь по-Божьи и поэтому у Меня нет ничего общего с тобой. Я безраздельно с Богом, во Мне нет греха, — какая может быть связь между тобой и Мной?» А связь Его с нами именно эта: милосердная, сострадательная любовь, ради которой Христос взял ответственность за человеческий грех и его последствия, как за Свои собственные. Поистине, Он принял на Себя все последствия человеческого греха: душевную муку, физическое страдание, ужас непонимания, отверженности и предательства, даже до предельного, последнего ужаса смерти от потери Бога: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?»

Мы неспособны на такое величие, но когда мы оказываемся пе­ред лицом чужого страдания, готовы ли мы принять на себя ту боль, которую оно может нам причинить, если только мы согласимся со-страдать? Мы так часто замыкаемся перед лицом боли и муки даже самых близких, самых родных. Мы защищаемся внутренне — только бы не отозвалось сердце! — потому что не хотим, чтобы через со­страдание чужая боль, беда, мука потрясли нас до изнеможения.

Но, в то же время, нет иного пути, если мы хотим строить че­ловеческие взаимоотношения, которые были бы достойны нас самих и достойны Бога. Люди, окружавшие Христа, были не просто грешниками; они также были проблемой для всех окружающих, нарушая их душевное равновесие и мир. И с какой легкостью мы стараемся отстранить, исключить, отделаться от людей, которые вторгаются либо в наш материальный комфорт, либо в наш мир душевный — как бы мало у нас его ни было.

Христос так не поступал, Он принимал. И тогда страдание каж­дого становилось Его страданием, душевная мука каждого становилась мукой для Него. И, приняв чужое страдание в самые Свои глубины, Он из этих глубин мог произнести державные слова, такие слова, которые исцеляли, которые преображали жизнь человека.

Задумаемся над сегодняшним евангельским рассказам об исцеле­нии бесноватых и над столькими евангельскими рассказами об этом Христовом сострадании, об этой распятой, жертвенной любви Христо­вой и поставим перед собой вопрос: Христовы ли мы, относимся ли мы к миру по-Христовому, поступаем ли мы по-Христовому? Или стре­мимся ли мы хотя бы к этому искренно: если не всем сердцем, то хотя бы всей решимостью? И если нет, то поставим себе другой вопрос: как можем мы стоять перед Богом и перед людьми, лживо называя себя Христовыми учениками?

В каждом из нас есть свет; в каждом из нас есть сострадание, чуткость; каждый из нас способен отозваться на страдания близких и любимых. Откроем же глубже наши сердца тем, кого мы любим, и тогда мы сумеем, станем способными открыть наши сердца и тем, кто иначе был нам чужд, и мы обнаружим, что через сострадание, они стали любимыми, близкими, родными нам в Боге. Аминь!

Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…» — М.: «Гранат», 2014. 2 издание.

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: нет