митрополит Антоний Сурожский

Рождество Христово

6 января 1977 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Когда Христос рождался в наш мир, мир наш был в глубокой, трагической растерянности, горькой и скорбной… Страданья лю­дей, и духовные, и материальные, были такие же, как в наши времена. Люди к тому времени изверились в ложных, обманчивых, соблазнительных идеологиях и богах; не на что было опереться для того, чтобы жить; и в личной жизни — сколько было горечи и несчастья…

Вот какими словами описывает, за много столетий до Хрис­та, человеческое отчаяние и безнадежность древний Иов: Лучшие думы мои, достояние сердца моего разбито; дни мои — прошли; преисподняя станет домом моим; где же после этого надежда моя?… Сколько тысяч людей в наши дни могли бы сказать то же самое?!..

Прошла надежда земная… Иов может послужить образом бесчисленного количества людей: он потерял всё своё имущество от грабителей; погибли его дети; болезнь коснулась его плоти; он был оставлен всеми; его жена, мудрая мудростью зем­ной, ему говорила: Прокляни Бога и умри!.. Но Иов остался не­поколебим в своей вере и, как говорит Священное Писание, он не приписал безумия Богу; но он встал перед Ним во весь рост человеческого величия, не как раб, не в страхе, — но в вели­ком достоинстве человека, и стал молить, просить и требовать ответа, без которого он жить не мог… В течение этого спора своего с Богом о смысле жизни, о премудрости, о правде земной и небесной, он воскликнул: Где же Тот, Который станет между мной и Судьей моим, кто положит руку Свою на Его плечо и на мое плечо?..

Можно бы так понять его слова: Где Тот, Который может без стыда, без позора положить Свою руку на меня, отверженного Бо­гом, отверженного людьми, — и одновременно положить Свою руку на плечо Божие, соединить нас, удержать нас вместе и дать разрешение этому неразрешимому, как будто, спору…Он предчувствовал, что никто не может так стать между ним и Судьей, кроме как тот, который равен и тому, и другому, Тот, Который одновременно и человек и Бог…

И действительно, прошли столетия, и его чаяние, его на­дежда оправдалась: в мир вошёл Тот, Который, будучи истинным Богом, ставшим человеком, мог возложить Свою руку на плечо Божие, и, будучи человеком подлинным, истинным, мог, не сокру­шая его, положить Свою руку и на плечо человека, и соединить их в Себе Самом и привести их друг ко другу: Богочеловек Иисус Христос, единственный Который может нас соединить с Бо­гом; не как рабов, которые бы подчинились Ему, не как бунтарей, которые одержали бы победу, а как людей, выросших в пол­ную меру своего человеческого достоинства, и которые поэтому могут стать вместе со Христом сынами и дочерьми Самого Бога.

Сегодня в мир рождается Христос; мы так же растеряны, как ранние века, предшествовавшие Рождеству Христову. Люди из­верились в том, чему они поклонялись, они больше не знают, чего искать, — но искать не надо ничего; надо искать Кого-то!.. Только Бог, живой, Бог, Который стал человеком, Который для нас родной, свой и близкий, может разрешить отчая­ние и смятение и отдельной души, и теперешней нашей /трагической/ истории… Поэтому пойдём к Нему с доверием, пой­дём к Нему, зная, что Он не остался /на небесах/ тогда, когда мы страдаем и скорбим на земле; Он — среди нас…

В одной из глав книги пророка Даниила рассказывается о том, как царь Навуходоносор заключил, вверг в огненную пещь трех верующих людей; и он пришел посмотреть: что с ними дела­ется, погибли они или нет? И воскликнул в священном ужасе: Не трёх ли связанных людей мы бросили в эту печь? Как же это так, что я вижу четырёх людей, свободно движущихся в ней, и один из них — как Сын Божий!..

Бог вошёл в нашу историю; Он взял на Себя всю её тяжесть, всю её скорбь, весь её ужас, и этот ужас, эту скорбь, эту растерянность Он победил, — к Нему, и только к Нему надо идти: Он — Истина, Жизнь и Путь. Аминь!

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет