митрополит Антоний Сурожский

Рождество Иоанна Предтечи

7 июля 1991 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Рождество Иоанна Крестителя ставит нас перед лицом самой тра­гической и самой таинственной личности Нового и Ветхого Завета: того, кто стоит на пороге между обоими и стоит там как пророк. Пророк это не тот, который предсказывает будущее; пророк это тот, который провозглашает Божии собственные слова. И таким был Иоанн Креститель. Мы знаем из Евангелия от Марка, что он был, как гово­рит Исайя пророк, гласом, голосом вопиющего в пустыне. Он так отождествился с вестью, что он уже не был человеком, провозглашаю­щим весть, он был самой  вестью, звучащей через чело­века, у которого не было другого существования, кроме полной отдачи себя Богу, полного самопожертвования. И этим он исполнял, дово­дил до полноты то, что сделали его собственные родители.

Его родители были старыми, они не могли больше иметь детей, и Иоанн родился творческим Божиим действием. И приняв его как дар от Бога, они отдали его обратно Богу как совершенное приношение. В литургии мы говорим: Твоя от Твоих Тебе мы приносим… Твой Иоанн, младенец, Тобой данный и Тебе возвращаемый.

И в течение всей своей жизни он выполнял миссию того, который был даром Божиим не только своим родителям, но каждому, кому надо было подготовиться к встрече воплощенного Господа и Бога. Но тут снова, роль его была и центральной и почти незаметной; он провоз­глашал Божии пути, он приводил людей к покаянию, то есть к возвра­щению к Богу, к отвращению от всего, что делало их рабами земли; но в то же время он знал и сам утверждал, что его призвание в том, чтобы сходить на нет, так, чтобы Христос возрастал в созна­нии и жизни людей. И вся его жизнь была жизнью того, который выпрямляет пути искривленные и делает гладкими неровные дороги, кто открывает двери, чтобы Христос мог вступить в жизнь людей.

Задумаемся об этом; потому что каждый отец или мать, когда они ждут ребенка, каждая мать или отец, когда они молятся со всей верой и со всей тоской о том, чтобы им был дан ребенок, должны со­знавать, что очень редко они думают о вечной ценности ребенка, ко­торый, может, будет им дан. Все родители думают, чем будет их ребенок по земным меркам, об успехах жизни, может быть, о его славе среди людей; но кто задумывается, что ребенок, которого они вымаливают от Бога, должен быть принесен Ему, и всякому дру­гому; и это — ценой, для их душевной щедрости и веры, и также це­ной и его собственной жизни, потому что в этом наш путь: мы должны умаляться, чтобы Христос мог возрастать.

И это относится к каждому христианину, но особенно к каждому священнику: для нас соблазн, когда мы надеемся, что именно мы принесем спасение потерявшимся, вместо того чтобы понять, что есть один только Спаситель, и всё, что мы можем сделать, это сделать возможным для другого человека встретить их  Спасителя. Наше призвание, наше славное призвание — привести человека ко Христу и быть забытыми, так, как жители Сихара говорили самарянке: Теперь мы не по твоему слову веруем, теперь мы видели сами… Ее свидетельство было насущным, потому что оно привело их ко Хри­сту; но когда они встретили Христа, им больше ничего не было нужно.

Мы должны быть готовы отдать нашу жизнь так, чтобы каждый вокруг нас мог найти Христа, найти свой путь; мы должны сделать гладкими путь Христа в человеческие жизни, и сердца, и умы. Но в этом процессе мы должны значить всё меньше и меньше, пока не оста­нется один только Христос.

И последнее. Из Евангелия мы знаем конец Иоанна. Прежде чем умереть, тот, который был голосом Божиим, звучащим в пустыне, кото­рый потрясал сердца, преображал волю людей и жизнь людей, внезапно поставлен перед своей собственной смертью и перед сомнением: Тот, Кого я провозглашал, — действительно ли Спаситель, Кого мы ожида­ли? Если так, то жизнь Иоанна осмыслена и оправдана, и его смерть — последний дар, который он может принести Богу. Но что если он ошибся, что, если он обманулся иллюзией? И тогда он посылает сво­их учеников спросить Христа: Тот ли Ты, Кого мы ждали?.. И Христос дает пророку ответ пророка; Он не лишает Иоанна подвига веры; Он сказал ученикам Иоанна: Скажите ему, что вы видите: слепые видят, хромые ходят, глухие слышат и нищие благовествуют: Евангелие Цар­ства пришло… И это всё, что Иоанн Креститель услышал от своего Учителя; Христос его не лишил его веры; в последнем героическом акте этой веры Иоанн принял смерть, потому что он знал в своих глубинах правду своей жизни и смысл своей смерти.

Задумаемся о себе в этом контексте Иоанна Крестителя. Иоанн велик — мы малы; Иоанн свят — мы грешны; и одновременно, в нашей жизни те же проблемы, те же настроения, те же задачи. Научимся от него отдавать нашу жизнь Богу и нашему ближнему неограниченно, на­учимся быть ничем как только словом Божиим, а не нашим собственным словом; не стараться спасти, но привести к Спасителю; и всё это — радостно, с благодарной готовностью сойти на нет, быть забыты­ми, стать ненужными, потому что единственное, что должно быть нужно, это чтобы те, кого мы любим, могли встретить Живого Бога и найти в Нем спасение. Аминь.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет