Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
С самого начала своей жизни, когда он осознал Христа, Его учение, Его образ как совершенного Человека и своего Спасителя и Бога, отец Дэвид следовал за Ним, шаг за шагом, согласно слову апостола Павла, что мы должны следовать за Христом, куда бы Он ни пошел; куда идет Он, туда идет и Его ученик… И этот его путь не всегда был от славы к славе; в его следовании Христу были моменты боли и опасности, были моменты мужества и величия души.
Сегодня отцу Дэвиду было дано во второй раз переступить страшный порог Святых Врат, Царских Врат. Первый раз он был послан своей зарождающейся общиной, общиной людей, которые, как и он, избрали путь следования за Христом, каковы бы ни были последствия; он был послан в алтарь представлять их как дьякон, т.е. как мирянин, облеченный особой благодатью. Он должен был пройти через этот порог, который никто, кроме Христа, пересечь не может, потому что над этим порогом возвышается Распятие; только принося в жертву свою жизнь, можно переступить этот порог. Он пришел как верная овца стада Христова, но и как некто, выделенный своим народом, чтобы нести бремя руководства, быть для него примером, быть как пастырь, который идет впереди своих овец, чтобы защитить их от всякой опасности.
И вот сегодня он переступил этот порог вторично — не по праву, а на новых началах: для того, чтобы стать священником, ему надо было ответить согласием на призыв Христа стать иконой своего Господа и Спасителя. А быть иконой Христа означает быть готовым нести крест даже и на Голгофу; если нужно — быть распятым на нем и умереть, чтобы другие могли жить.
Отец Дэвид будет призван совершать таинства Церкви. Единый Первосвященник, единый Совершитель таинства — Сам Господь; но, как иконы, мы, хрупкие люди, должны совершать действия и вступать в область, куда собственным желанием мы вряд ли вступили бы. Помните, как Моисей видел горящий куст, Купину Неопалимую в пустыне, и голос сказал ему: не подходи, не сняв сапог своих, потому что земля кругом — святая земля… А в алтаре больше, чем Неопалимая Купина; там Божественное Присутствие во всей его таинственности: там Бог, там Христос, там дыхание Духа Святого. И он будет стоять там, как икона, чтобы вы могли видеть невидимое, зная, что он — только видимый образ чего-то за пределами человеческого зрения. Он будет стоять в священном трепете, зная, опытно переживая, что Служащий — Господь, а он — голос, и он — действия невидимого Господа.
В сегодняшнем Послании мы слышали призыв о том, что мы должны давать щедро, для того чтобы собрать обильную жатву. Он призван теперь проповедовать слово, совершать таинства, поддерживать слабых, вдохновлять малодушных. Он призван быть силой всех тех, кто нуждается в силе, понимая, однако (как каждый из нас приходит к трагическому пониманию), что в нас силы нет; нет той силы, которая позволила бы нам выполнять Божие дело; но ему нужно будет помнить также слова апостола Павла. Павел молился о силе, потому что видел, что миссия его так огромна, задача его так велика, что ему нужно больше сил, чем он за собой сознавал, — это он, человек такой решимости и такой силы! И Господь ответил на его молитву: Достаточно тебе Моей благодати; Моя сила совершается в немощи… Не в лени, не в малодушии, не в нерешительности, но в совершенном предании себя Богу, давая Богу действовать в нас свободно, становясь сначала менее тусклыми, а затем постепенно и прозрачными, так, чтобы свет Божий светил через него, Божиего священника.
И это свое призванье он сможет выполнить, только если его паства будет верной ему, окружит его любовью и душевной щедростью. Ему нужна вся ваша молитвенная поддержка; ему нужна забота каждого человека, потому что он призван нести бремя каждого — и разве не справедливо, чтобы каждый из вас, его пасомых, положил все усилия, чтобы нести его бремя?
И вот, сегодня праздник, и сегодня событие трагическое, где переплетается тайна Страстной недели с тайной и славой Пасхи, Воскресения. И вся община отца Давида, здесь с нами сегодня собравшаяся, участвует и в трагедии, и в славе; им тоже, каждому, каждой, надо быть иконами Христовыми, потому что это призвание каждого христианина; смиренно, со страхом и трепетом, но с какой радостью о том, что Бог нам так поверил, так нас любит, что посылает всех нас — а особенно их, там, где они живут — ко всем тем, кто в потемках, ко всем тем, кто в страдании, в сомнении, в тревоге, чтобы принести им Божию весть; не для того, чтобы «обратить» их в Православие, но чтобы быть любовью Божией, бьющей потоком, и орошающей их, преображающей их.
А теперь мы пропоем «Многая лета» новопосвященному отцу Давиду и пастве его, но и будем продолжать молиться о них, чтобы благодатью Божией, взыскавшей их, нам всем было дано возрастать от силы к силе и от славы к славе.
Аминь.
Опубликовано: Соборный листок № 289. Октябрь 1995.