Митрополит Антоний Сурожский

Рукоположение во священника дьякона Дэвида Гилла

15 октября 1995 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

С самого начала своей жизни, когда он осознал Христа, Его учение, Его образ как совершенного Человека и своего Спа­сителя и Бога, отец Дэвид следовал за Ним, шаг за шагом, согласно слову апос­тола Павла, что мы должны следовать за Христом, куда бы Он ни пошел; куда идет Он, туда идет и Его ученик… И этот его путь не всегда был от славы к славе; в его следовании Христу были моменты боли и опасности, были моменты мужества и величия души.

Сегодня отцу Дэвиду было дано во второй раз переступить страшный порог Святых Врат, Царских Врат. Первый раз он был послан своей зарождающейся общи­ной, общиной людей, которые, как и он, избрали путь следования за Христом, ка­ковы бы ни были последствия; он был послан в алтарь представлять их как дья­кон, т.е. как мирянин, облеченный особой благодатью. Он должен был пройти че­рез этот порог, который никто, кроме Христа, пересечь не может, потому что над этим порогом возвышается Распятие; только принося в жертву свою жизнь, мо­жно переступить этот порог. Он пришел как верная овца стада Христова, но и как некто, выделенный своим народом, чтобы нести бремя руководства, быть для него примером, быть как пастырь, который идет впереди своих овец, чтобы защи­тить их от всякой опасности.

И вот сегодня он переступил этот порог вторично — не по праву, а на но­вых началах: для того, чтобы стать священником, ему надо было ответить согла­сием на призыв Христа стать иконой своего Господа и Спасителя. А быть иконой Христа означает быть готовым нести крест даже и на Голгофу; если нужно — быть распятым на нем и умереть, чтобы другие могли жить.

Отец Дэвид будет призван совершать таинства Церкви. Единый Первосвящен­ник, единый Совершитель таинства — Сам Господь; но, как иконы, мы, хрупкие лю­ди, должны совершать действия и вступать в область, куда собственным желани­ем мы вряд ли вступили бы. Помните, как Моисей видел горящий куст, Купину Не­опалимую в пустыне, и голос сказал ему: не подходи, не сняв сапог своих, по­тому что земля кругом — святая земля… А в алтаре больше, чем Неопалимая Ку­пина; там Божественное Присутствие во всей его таинственности: там Бог, там Христос, там дыхание Духа Святого. И он будет стоять там, как икона, чтобы вы могли видеть невидимое, зная, что он — только видимый образ чего-то за преде­лами человеческого зрения. Он будет стоять в священном трепете, зная, опытно переживая, что Служащий — Господь, а он — голос, и он — действия невидимого Господа.

В сегодняшнем Послании мы слышали призыв о том, что мы должны давать щед­ро, для того чтобы собрать обильную жатву. Он призван теперь проповедовать слово, совершать таинства, поддерживать слабых, вдохновлять малодушных. Он призван быть силой всех тех, кто нуждается в силе, понимая, однако (как каж­дый из нас приходит к трагическому пониманию), что в нас силы нет; нет той си­лы, которая позволила бы нам выполнять Божие дело; но ему нужно будет помнить также слова апостола Павла. Павел молился о силе, потому что видел, что миссия его так огромна, задача его так велика, что ему нужно больше сил, чем он за собой сознавал, — это он, человек такой решимости и такой силы! И Гос­подь ответил на его молитву: Достаточно тебе Моей благодати; Моя сила со­вершается в немощи… Не в лени, не в малодушии, не в нерешительности, но в совершенном предании себя Богу, давая Богу действовать в нас свободно, стано­вясь сначала менее тусклыми, а затем постепенно и прозрачными, так, чтобы свет Божий светил через него, Божиего священника.

И это свое призванье он сможет выполнить, только если его паства будет верной ему, окружит его любовью и душевной щедростью. Ему нужна вся ваша мо­литвенная поддержка; ему нужна забота каждого человека, потому что он призван нести бремя каждого — и разве не справедливо, чтобы каждый из вас, его пасомых, положил все усилия, чтобы нести его бремя?

И вот, сегодня праздник, и сегодня событие трагическое, где переплетает­ся тайна Страстной недели с тайной и славой Пасхи, Воскресения. И вся община отца Давида, здесь с нами сегодня собравшаяся, участвует и в трагедии, и в славе; им тоже, каждому, каждой, надо быть иконами Христовыми, потому что это призвание каждого христианина; смиренно, со страхом и трепетом, но с какой радостью о том, что Бог нам так поверил, так нас любит, что посылает всех нас — а особенно их, там, где они живут — ко всем тем, кто в потемках, ко всем тем, кто в страдании, в сомнении, в тревоге, чтобы принести им Божию весть; не для того, чтобы «обратить» их в Православие, но чтобы быть любовью Божией, бьющей потоком, и орошающей их, преображающей их.

А теперь мы пропоем «Многая лета» новопосвященному отцу Давиду и пастве его, но и будем продолжать молиться о них, чтобы благодатью Божией, взыскав­шей их, нам всем было дано возрастать от силы к силе и от славы к славе.

Аминь.

 

 

Опубликовано: Соборный листок № 289. Октябрь 1995.

 

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: