митрополит Антоний Сурожский

Рукоположение во священника о. Алексея Фогта

17 декабря 1978 г.
Тема: Таинства, Пастырство   Место:    Период: 1976-1980   Жанр: Проповедь

Мне было дано с тобой познакомиться в момент, когда почва колебалась под твоими ногами, когда ты стоял между верой и без­верием, когда всё было полумраком вокруг тебя. И в течение цело­го ряда лет наша дружба и наше духовное общение углублялись до дивного и светлого дня, когда мне было дано уже взрослым чело­веком, зрелым, опытным, основательным тебя крестить, и затем стать, как бы, твоим братом и отцом твоей семьи.

И теперь, руко­положив тебя несколько лет тому назад диаконом в Голландии, я имею счастье тебя рукоположить во священника здесь, в нашей общине, которой ты близок и знаем. Не только те, которые с тобой приехали из Голландии, но все мы — близкие тебе и родные.

Ты вошел сегодня через царские врата и встал перед престолом Божиим на том месте, где никто не может, никто не смеет стоять, кроме Христа, Первосвященника Нового Завета, Приносителя Жертвы, живой жертвы для всего мира. Тебе будет дано, тебе придется совершать подготовительную службу к литургии, страшную и святую Проскомидию, когда, держа в руке хлеб, образующий собой Христа, ты нанесешь на него нож, и крестообразно его разрежешь; нанесешь на него копье и вонзишь в Его животворные ребра. И в тот момент, если ты и Он не будете едины, если, принося жертву Его, ты не будешь приносить и себя в жертву, ты будешь подобен тем людям, которые не зная, что творят, распинали Бога, ставшего человеком. Но этого не будет, потому что милостью и благодатью тебя Господь от этого ужаса оградит, и научит тебя изо дня в день, из года в год всё глубже соединяться со Спасите­лем, Жертву Которого ты будешь приносить Богу и Отцу. Ты будешь совершать служение, которое превосходит всякие возможности чело­веческие; не напрасно в начале Божественной литургии дьякон говорит священнику: «Теперь настало время Богу совершать служение…» — потому что то, к чему мы стремимся, то, чего мы ожи­даем, ни один человек никакой силой не может совершить: этот хлеб, это вино не могут стать Пречистым Телом и Животворя­щей Кровью Христовой иначе, как священнодействием Самого Христа и действием все созидающего, животворного Духа. Поэтому и с благоговейным ужасом, и с совершенной уверенностью и покоем души приступай к совершению животворящих Христовых Тайн…

Тебе дано будет не только читать Евангелие, но его пропове­довать; тебе будет дано говорить людям, что открыл тебе Господь через святых отцов, через божественные службы, через собственную твою молитвенную жизнь, через дивное твое общение с женой, до­черью и теми людьми, которые поручены Богом твоему окормлению. Тебе будет поручено делиться с ними тем, что Бог тебе откроет в Его животворном и спасительном Евангелии… Слушай, что Бог будет говорить тебе, и не колеблясь провозглашай, кротко, смиренно, ласково слово спасения и утешения; помни слова Исаии: «Утешайте, утешайте народ Мой — народ, который без Бо­га, который ищет в полутьме, который тоскует по полноте… Не клейми, но люби и утешай народ Господень…»

И, наконец, тебе поручена забота о душах человеческих; ты такой же хрупкий, такой же бессильный, как каждый человек, который в грехе и покаянии к тебе придет. Какая же разница между пастырем и овцами? Если взглянуть на широкие просторы, где еще теперь пастыри пасут обыкновенных овец, то ясно делается, что и они, и он так же уязвимы, так же беззащитны перед ширью неба и простором земли, и опасностями духа, и ужасами человечес­кими; но разница между ними в том, что пастырь душу свою, жизнь свою полагает за овец… Он стал в защиту стада; весь его опыт, всё его знание, всё его мужество, несмотря на страх и немощь, отданы на то, чтобы служить, защищать, утешать и вести к вечно­му их спасению и к временной радости его овец.

И тут опять, че­ловеческих сил никогда не хватит; но Павел просил Господа его освободить от немощи, и услышал спасительные, дивные слова: «До­вольно тебе Моей благодати, сила Моя в немощи совершается!..» И услышав это слово, Павел ликующе говорит: «Итак, теперь буду я радоваться только немощи моей, чтобы всё было сила Господня…» Ничего мы не можем сделать без Господа, вне Его; вне Его мы как ветви, отрезанные от ствола, но в Нем, как Павел говорит: «Всё возможно в укрепляющем меня Господе Иисусе Хрис­те…»

Поэтому соедини совершенную веру с полном смирением, с полной уверенностью, что ничего ты совершить не можешь, но всё в тебе, тобою, через тебя может совершить Господь… И да будет теперь и над тобой, и над твоим трудом, и над твоей семьей, и над всеми, кого поручит тебе Господь, Его вседержавное благословение и дыхание Духа Святого, и покров Пречистой Девы Богородицы!  Аминь!

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет