Инокиня Маргарита (Хохевауд)

Смысл жизни

Прежде всего я обратилась к определениям слов “богословие” и “реальность” – и, на первый взгляд, нашла их весьма исчерпывающими и вдохновляющими [1].

Для богословия даны следующие определения:

  • исследование и изучение религиозной системы (особенно христианской);
  • рациональный, рассудочный анализ религии и веры;
  • изучение природы Бога и религиозных убеждений.

Для реальности определения таковы:

  • реалистичность, соответствие оригиналу;
  • реальное существование; то, что является реальным и лежит в основе явлений;
  • существующаявещь;
  • истинная природа чего-либо;
  • положение вещей, как они есть, идеалистическое или же умозрительное представление о них;
  • вещь, которая существует на самом деле, ранее существовавшая лишь как чья-то идея, а ныне воплощенная (когда мечты становятся реальностью);
  • соответствие тому, что есть в жизни.

А вот какое определение реальности дает нам философия: существование как абсолют, самодостаточное и объективное, не зависящее от человеческих решений и условностей.

Можно сказать, что последнее определение описывает Бога как Высшую Реальность.

Однако нужно сказать, что приведенные выше определения богословия невозможно назвать полностью удовлетворительными. Богословие, как мы понимаем его, вмещает в себя значительно больше, чем знания о Боге, полученные посредством академических исследований. Это также опыт чувствования или переживания Бога – ведь христианство является живой верой, основанной на откровении и рожденной от Духа Святого.

Обращение в веру митрополита Антония – очень хороший пример того, что значит встретиться с Христом или как Господь может открыть и явить Себя. Как описывает этот опыт сам владыка, «вдруг я почувствовал по другую сторону стола, за которым сидел, Присутствие. Уверенность, что это был Христос, была такой сильной, что она никогда с тех пор не покидала меня. Это был настоящий поворотный момент. Потому что там стоял Живой Христос».

Важно помнить о подобном опыте переживания и чувствования Бога.

Если мы посмотрим на этимологию слова «богословие» – «теология», то увидим, что оно состоит из двух греческих слов – «теос» – Бог, и «логос» – мудрость, разум, слово. Все эти важные понятия, о которых мы порой забываем, описывают Бога как Высшую Реальность.

Читая и перечитывая Священное Писание, размышляя над определениями, я в конце концов обратилась к самому началу Библии, к книге Бытия, и прочла первые несколько глав так внимательно, словно видела их впервые.

И я застыла в благоговейном восхищении перед открывшейся мне красотой и мудростью: я увидела всю историю Творения и Спасения в очень компактном изложении. И кто бы, читая это, не поверил, что Бог, Пресвятая Троица, сотворил Вселенную, что Бог существует, кто не увидел бы славу Божию?! Мы же можем воспеть вместе с псалмопевцем: «Как величественны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро» ( Пс 103:24).

Теперь, если позволите, я бы хотела прочитать вам первые пять стихов первой главы Бытия, поскольку то, что здесь описано, на мой взгляд, стоит отдельно от всего, что следует дальше. И мне хочется поделиться с вами сокровищами, сокрытыми в них.

  1. В начале сотворил Бог небо и землю.
  2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Святой носился над водою.
  3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
  4. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
  5. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день первый.

Итак, речь идет о Боге, который существовал еще до начала времен, Он действует и творит.

«Слово» БАРА на иврите происходит от корня “БР ” – от которого, в свою очередь, образован глагол ДИБАР «говорить»[2]. Если мы произнесем буквы Д Б Р по-другому и скажем ДАВАР – то получим существительное «слово». Например, Пятая книга Моисеева (Второзаконие) – это ДЕВАРИМ. На иврите она начинается так: ЭЛЕ ХАДЕВАРИМ АШЕР ДИБЕР МОШЕ ЭЛЬ КОЛЬ ИСРАЭЛЬ (Вот слова, которые говорил Моисей всем израильтянам [Вт 1:1]).

Не будет лишним задуматься о связи Д Б Р — слова с Богом-Словом. То есть Иисус Христос, Его Сын, согласно Евангелию от Иоанна, в начале был Словом, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (на иврите используется слово Д В РДАВАР).

Далее говорится, что Дух Святой НОСИЛСЯ над водами. На иврите используется глагол МЕРАХЕФЕТ, который имеет множество значений – парить, окутывать, высиживать, вынашивать, замыслить, вылупиться, трясти, дрожать, парить. И в этом контексте я бы хотела обратить ваше внимание на значения «высиживать», «вынашивать», поскольку это отражает коннотацию, что Дух Божий, Который есть Дух Святой (по толкованиям Василия Великого и Ефрема Сирина), Податель жизни, активно принимает участие в акте творения.

Вот, что говорит преподобный Ефрем Сирин: «Духу же Святому подобало носиться в удостоверение, что творческою силою равен Он Отцу и Сыну. Ибо Отец изрек, Сын сотворил; подобало и Духу привнести Свое дело. И сие явил Он ношением, явственно показав тем, что все приведено в бытие и совершено Троицею»[3].

Дальше Ефрем Сирин говорит о деяниях Святого Духа в первый день Творения: «Он согревал, оплодотворял и соделывал родотворными воды, подобно птице, когда она с распростертыми крыльями сидит на яйцах, и, во время сего распростертия, своею теплотою согревает их, и производит в них оплодотворение. Сей-то Дух Святый представлял нам тогда образ святого крещения, в котором ношением Своим над водами порождает Он чад Божиих»[4].

Я хотела бы сказать кое-что о «водах». Интересно, как Дух мог передвигаться по водам? Когда они были сотворены? И как смог Он после создания тверди отделить воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью (Быт 1:6-7)? В еврейском тексте слово, переведенное в первом стихе как «небеса», звучит как ХА-ШАМАИМ, что является сокращением от слов «огонь» (ЭШ) и «вода» (МАИМ).

Было темно («тьма над бездною»), и сказал Господь (глагол ва-йомер не связан с глаголом БАРА. Согласно толкованию Афанасия Великого, Бог обращается к Своему Единородному Сыну): «Да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он ХОРОШ» – на иврите ТОВ означает чувство удовлетворения, удовольствия. Если дочитать оставшуюся часть первой главы, то можно увидеть, что Господь произносит именно это слово «ТОВ» всякий раз, когда что-то творит. И в конце творения, оглядев всё, что было Им сотворено, Он говорит: «Хорошо весьма» (Быт 1:31).

Затем Бог отделяет свет от тьмы, свет Он называет днем, а тьму – ночью. «И был вечер, и было утро: день один» (ЙОМ ЭХАД).

Этот библейский стих полон таинственности и чуда: пришел Свет и рассеялась тьма.

И все же, между тьмой и светом устанавливаются границы: свет нарекается днем, а тьма – ночью. «И был вечер, и было утро: день один». Итак, свет приходит и свет распространяется. Заметим, это было до того, как были сотворены светила!

Все, что происходит в первый день творения, изумляет. И всему, что происходит в первый день, присуще такое качество (не могу подобрать более верного слова), которого мы уже не видим в последующем.

История творения мира разворачивается перед нами в восхитительной красоте и упорядоченности. Наконец, как вершина, как «венец» акта творения звучат слова Господа: «Сотворим человека [на иврите – adam] по образу Нашему и по подобию Нашему. И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

И сотворил Бог человека [аdam] по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:26-27).

Стоит отметить, что Бог изначально говорит: «Сотворим человека по образу и подобию Нашему», и далее мы читаем: «По образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».

Таким образом, слово «подобие» исчезает, оно остается как задача для человека – чем ему предстоит стать, чего достигнуть (т.е. достигнуть обожения).

Бог благословляет людей и говорит им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». Он дает им «всякую траву, сеющую семя», и указывает – «сие будет вам в пищу». Также и животным Он дает в пищу зеленую растительность (Быт 1:28-30). Таким образом, и первые люди, и все животные были строгими вегетарианцами.

Бог насадил сад для человека, чтобы тот жил в нем. Творец создал все вокруг, всю вселенную, – но «не для нашего только употребления, но и для того, чтобы мы, видя великое богатство созданий Его, изумлялись могуществу Создателя и могли понять, что все это с премудростью и несказанною благостью создано для чести имеющегося явиться человека». (Свт. Иоанн Златоуст, «Беседы на книгу Бытия»).

В середине Эдемского сада Бог сажает два особенных дерева – Дерево Жизни и Дерево познания добра и зла. Адаму позволено есть плоды со всех деревьев, кроме Дерева познания: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь», – предупреждает Господь (Быт 2:15-17).

Адам и Ева живут в Раю буквально в состоянии блаженства. Всем нам известно, что случилось потом, – первые люди вкусили плод от Дерева познания добра и зла, и это имело далеко идущие последствия не только для человечества, но и для всего творения.

Во-первых, они заметили свою наготу – уникальное единство, существовавшее между первой человеческой парой, нарушается. Они больше не воспринимают друг друга как единое целое, то есть видят в партнере не «другого себя», а отдельное от себя существо, перефразируя митрополита Антония, противопоставляют себя друг другу. Они прячутся друг от друга, покрывая свою наготу листьями дерева, а когда слышат Бога, ходящего по саду, прячутся и от Него.

Господь, не видя их, взывает: «Адам, где ты?» И первый человек отвечает, что они с Евой вынуждены прятаться, потому что они наги. И когда Бог начинает спрашивать Адама, тот переносит вину на Еву, а Ева – на змея. Тогда Бог обращается к каждому из них.

Он проклинает змея, говорит, что тот будет вечно пресмыкаться и будет «поражен в голову» (Быт 3:14-15).

Таким образом, мы знаем – за змеем не будет последнего слова. Мы можем задать вопрос: каким образом змей будет поражен в голову? Отцы Церкви отвечают, что он будет поражен – Крестом.

Обращаясь к женщине, Бог говорит: «Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей; и к мужу твоему влечение твое; и он будет господствовать над тобою» (Быт 3:16).

И, наконец, Адаму Бог говорит: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: “не ешь от него”, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт 3:17-19).

И затем, прежде чем изгнать их из Эдема, Бог дает им кожаные одежды. А на востоке от Эдема Бог ставит «Херувима с пламенным мечом, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт 3: 24).

В Прощеное Воскресенье мы вспоминаем изгнание Адама и Евы из рая, и в церковном песнопении поется: «Изгнан был Адам из рая из-за пищи (из-за вкушения запрещенного плода) и, сидя прямо перед раем, рыдал и стонал… Увы мне, как пострадал я, окаянный: я не соблюл одной заповеди Владыки и лишился всех благ! Рай святейший, ради меня насажденный, и ради Евы затворенный, моли тебя и меня Создавшего, чтобы я вновь наполнился твоими цветами. И отвечал ему (Адаму) Спаситель: Я не хочу, чтобы погибло мое создание, но хочу, чтобы оно спаслось и пришло к познанию истины, потому что приходящего ко Мне Я не изгоню».

Заметим, что задание, поставленное перед Адамом, – плодиться и размножаться… и вырастать в подобие Божие (достигать обожения) – не изменилось! И Бог не оставляет землю покинутой – напротив! Он продолжает обращаться к человеку через Своих посланников, пророков, и в конце концов посылает человеку Своего Сына.

Но разрыв между Богом и человеком, между человеком и человеком с того времени разрастается. Думаю, мы все это ощущаем, хотя и знаем, что во Христе эта пропасть преодолена.

Во-первых, мы видим грех Каина, убившего своего брата Авеля из зависти.

Затем земля, переполненная грехом, потопляется водами вместе со всем, что есть в ней, кроме Ноя и его семьи, а также животных, спасшихся в ковчеге. Ну, и само собой, спаслись рыбы – они не тонут.

После потопа Господь благословляет Ноя и его семью, обращаясь к ним с теми же словами, с какими когда-то обратился к Адаму: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю. И если Адаму с Евой в пищу была предназначена только «зелень травная», то Ною сказано: «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные (и весь скот земной) и все птицы небесные,  все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они. Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт 9:1-3).

Отныне человек может убивать животных ради пищи, и он начинает жить за счет такого убийства. Насколько же это далеко от жизни в Эдеме!

А если мы посмотрим на современный мир, то увидим, какие страшные вещи происходят в нем. Мы уже не просто убиваем животных ради необходимости, но излишествуем. Например, для здорового питания нам было бы достаточно съедать 200 г мяса в неделю. Но что делаем мы? Мы потребляем, как минимум, в три раза больше! Это, конечно же, касается не только мяса. Человечество пользуется всеми ресурсами земли гораздо больше необходимой меры – ради удовольствия и личной выгоды, ради роскоши и богатства, притом за счет лишений и эксплуатации других – и это ведет к войнам и убийствам.

Грехопадение – отпадение от Бога – как кровоточащая рана, пронизывающая все творение, каждое сердце, делает нас слабыми. Но стоит только нам признать в себе эту слабость, осознать ее – и сила Божья сможет действовать в нашей немощи (2 Кор 12:9-11).

Я также размышляла о двух деревьях в Эдемском саду – особенно о Дереве познания добра и зла. Думаю, что запрет не есть от его плодов был дан Богом из любви к человеку. Дело в том, что Господь признает, что Змей соблазнил Еву, посулив ей, что люди будут как боги, знающие добро и зло (Быт 3:5; 20). То же и с изгнанием из рая – я думаю, что это также проявление любви Божьей. Простите, пока не буду подробнее говорить об этом, так как это заслуживает отдельного доклада.

Недавно я побывала на одной молодежной конференции, где присутствовало около 800 человек. Им был задан следующий вопрос: «У кого из вас больше одной пары кроссовок?» Подняли руки почти все, и некоторые с гордостью сообщили, что у них не меньше десяти пар. Лишь небольшая часть присутствующих призналась, что у них есть только одни кроссовки или нет вообще.

А вот другая история. Крестница позвонила крестному и спросила, что он подарит ей на день рождения. Тот ответил, что пока еще не знает, – может быть у нее есть какие-то предложения? Крестница ответила: ну, не знаю, может быть, новое платье. Но крестный, зная, что ее отец успешный бизнесмен и что гардероб девушки забит одеждой, ответил: «Знаешь, не уверен. Может быть, ты еще подумаешь и позвонишь, когда решишь, что тебе действительно нужно?»

На самом деле, есть огромная разница между тем, чего нам хочется, и тем, что нам нужно. Справедливости ради, надо сказать, что девушка позвонила своему крестному снова и сказала, что у нее, в общем-то, все есть.

Я задавала вопрос нескольким людям: «Как вы думаете, живем ли мы, глядя в лицо реальности?» Ни один из них не ответил утвердительно – и это на самом деле очень трудно сделать. Но этот вопрос вывел нас на интересный разговор.

Один из моих собеседников сказал, что мир полон искушений, он побуждает нас использовать все свое воображение, и это уводит нас в область фантазий. Церковь же, напротив, побуждает нас использовать воображение, творчески подходить к жизни, чтобы повернуться лицом к Реальности, к Истине.

Надо пояснить, что этот мой собеседник использовал слово «воображение» в следующем смысле: «Когда я хочу что-нибудь сделать, я могу вообразить, как это отразится на других».

Смотреть в лицо Реальности, оказывается, непростая задача. Как же мы этого избегаем, что делаем вместо этого? По этому поводу у меня был еще одни разговор, который заставил меня глубоко задуматься, – и этими размышлениями я хочу поделиться с вами.

От Реальности можно уйти разными путями – при помощи алкоголя, наркотиков или же занимая себя разными (хорошими) делами (так, например, поступила Марфа).

Еще один способ – пытаться быть тем, кем мы не являемся. Одна из таких ловушек – это завязнуть в делах мира, зарабатывая все больше денег или стремясь ко все более высокому положению в обществе.

Кто-то одержим идеей не просто заработать на жизнь – но на очень хорошую жизнь. Он мечтает стать, скажем, юристом, работать в деловом центре Лондона: прекрасная стабильная работа, хорошие перспективы роста, бесконечный рабочий день, очень большая зарплата.

На собеседовании человек желает произвести впечатление, ему нужно выглядеть профессионалом – и, получив работу, продолжать оставаться в этой роли.

Другие придают слишком большое значение одежде, чтобы произвести на окружающих впечатление значимой персоны.

В действительности не так уж много на свете людей, которым по плечу статус юриста лондонского Сити. Люди начинают вести стремительный образ жизни, не оставляющий времени на размышления. Если вам необходимо в жизни время, чтобы остановиться и осмыслить себя, это работа не для вас – иначе вы попросту будете несчастны. Вы будете постоянно принуждать себя к тому, чтобы соответствовать той ситуации, тому образу жизни, к которым совершенно не готовы – потому что однажды сели не в свои сани. А ваши таланты, возможно, располагают вас к чему-то совершенно другому. Ведь каждый из нас наделен каким-либо талантом, который нужно развивать.

И когда у человека появляется возможность стать ближе к самому себе, прислушаться, остаться один на один с Богом и принять себя таким, какой есть, он перестает терять драгоценное время на погоню за иллюзиями, за выдуманным образом самого себя, который никогда не может быть реализован, потому что на самом деле этот человек устроен иначе.

Когда человек на первое место ставит Бога, поворачивается к Нему лицом, он может стать таким, каким он призван быть, не тратя себя на погоню за мнимыми целями. Тогда человек обнаруживает, что у него есть время, чтобы повернуться лицом к Богу и вслушаться в Него.

Дальше человек может подумать: «У Бога есть обо мне какой-то замысел», и мы стараемся угадать, в чем же он состоит. Мы иногда думаем, что это уже какой-то готовый, неизменный Божий план о нас. И если человек так думает, ему, может быть, очень сложно понять, что все не совсем так. Бог относится к своему творению, к человеку и его свободной воле с таким огромным уважением, что оставляет выбор за ним! Бог создал нас, человечество, так, чтобы мы могли принимать участие в Его божественной жизни. Другими словами, Его Божественный замысел заключается в том, чтобы присутствовать с каждым из нас в нашей повседневной жизни, говоря с нами языком обстоятельств, жизненных примеров, чтобы удерживать нас от греха и вести нас к свету.

И когда человек следует этому плану, делая Бога, Пресвятую Троицу, центром своей жизни, поворачиваясь к Нему лицом и вслушиваясь в Него, он находит мир с собой, и тогда он может заниматься и быть тем, чем он призван быть.

Нужно сдаться, отказаться от своих тревог и погони за тем, чем мы ложно стремимся стать, и принять то, какими нас действительно создал Бог. Другими словами, это – крестный путь, это путь непрестанного покаяния и «радостной скорби» (Лк 10:38-42 и Лк 14:27-33).

Конечно, сказать легко, а вот сделать…

Для того чтобы повернуться лицом к Реальности, необходимы открытость, мужество, смирение, готовность к принятию даже смерти.

Но с чего же начать? Как нам обрести эти качества?

Христос, прежде чем совершить чудо, часто спрашивает: веришь ли, что Я могу это сделать?

Активная вера – даже если она не больше горчичного зернышка – способна двигать горы (Мф 17:20).

Наша вера часто маленькая, если не сказать – крошечная, она пока не расцвела, хотя мы, может быть, и воображаем, что это так. И когда мы однажды осознаем всю эту малость, враг тут же подсказывает, что все бесполезно, как ни старайся, ничего не выйдет. И это звучит очень убедительно, мы думаем, что потеряли веру и теряем вместе с ней и надежду.

Однако Христос снова и снова повторяет, что даже этого крошечного зерна веры достаточно.

В Новом Завете есть два рассказа о чуде умножения хлебов и рыб – одинаковый у Марка и Матфея и отличающийся от них у Иоанна.

Ученики думали так: что для тысяч людей несколько рыб и хлебов!? Все равно, что ничего! Даже и пытаться не стоит. Но Христос накормил этими рыбками и несколькими хлебами многотысячную толпу так, что остатки от трапезы наполнили множество корзин.

Поэтому давайте избегать уныния и маловерия. Давайте устремим наш взгляд на Иисуса Христа, «начальника и совершителя веры». (Евр 12:2-3)

Владыка Антоний однажды сказал: «Не унывайте — у нас есть надежда, НАДЕЖДА! Во Христе и Его Пречистой Матери».

Так давайте же обратимся к нашей Помощнице, Защитнице и Подательнице надежды, к нашей Пресвятой Богородице. Давайте обратимся к Ней, через которую мы обрели богоподобие (см. Вечерню Успения Богородицы). Давайте учиться у нее, благодатной, смотреть в лицо Реальности, научимся быть открытыми, мужественными, и смиренными, и готовыми умереть.

Это Она сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Лк 1:38) — и родила Спасителя наших душ.

Обратимся к Ней, Которая «преставилася еси к животу Мати сущи Живота» (преставилась к жизни, будучи Матерью Жизни) (тропарь Успения).

Рождество Твое Богородица Дева, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо воссия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. (Тропарь Рождества Богородицы).

(Перевод: Рождество Твое, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную).

Пер. с англ. Залины Хохоевой

[1] Автор пользовался следующими источниками: 1.The Concise Oxford Dictionary of current English/ Oxford University Press, sixth Edition. 2. Bing Search powered by Oxford Dictionaries, copyright Oxford University Press.

[2] В иврите 2-я буква алфавита БЕЙТ в зависимости от огласовки может читаться как Б или В

[3] Ефрем Сирин. Творения, т.3, Толкование на первую книгу Моисея Бытие, гл. I.

[4] Там же.