митрополит Антоний Сурожский

Вечерня прощеного воскресенья

25 февраля 2001 г.
Тема: Великий Пост   Место: Лондонский приход   Период: 2001-2003   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дни, подготавливающие нас к Великому посту, прошли. И те недели, которые это недели, которые нас призывали к тому, чтобы поглубже заглянуть в нашу совесть, чтобы покаяться перед Богом во всем том, во всех основных грехах, которые изображены нам в притчах и в рассказах предыдущих недель.

А теперь мы вступаем в совершенно новое время; Великий пост, на английском и на немецком языках, называется весной; и Великий пост это весна духовная, после того, как мы каялись в течение всех подготовительных недель, мы вступаем в период, когда с радостью мы вместе шествуем по направлению к воскресению Христову, и шествуем не одни, шествуем все вместе. И поэтому на грани между подготови­тельными покаянными неделями, и теми неделями, когда мы идем вмес­те со Христом сначала на Голгофу — да: на Голгофу, а затем к вос­кресению, мы должны друг друга простить. Простить для того, чтобы можно было нам вместе идти со Христом, а не идти порознь; идти вместе, нераздельно, любя друг друга. Это не так просто, потому что за годы жизни накопляется в душе человека много горечи на сво­его ближнего; от мелочей вырастает целая гора отчужденности. А ино­гда это уже не мелочи, а это глубокие оскорбления и глубокие раны. Кто-то из писателей духовных говорил о том, что наш путь от Проще­ного воскресения к Пасхе подобен пути мореплавателей, которые вмес­те должны, на одном корабле, двигаться к цели. И поэтому, раньше, чем пуститься в ход, мы должны примириться друг со другом для то­го, чтобы это путешествие наше было мирным, чтобы это было совмест­ное, чтобы мы могли бы друг другу помогать на пути, а не являться тяжестью. С одной стороны это кажется иногда невозможной вещью: как я могу всем и каждому простить всё, чем он меня порой очень глубоко ранил, унизил, оскорбил? А с другой стороны, как мы можем идти на Голгофу, со Христом, и через Голгофу к воскресению, отвер­гая друг друга?

И мне кажется, есть только один путь; исцелиться до конца мы просто по доброй воле не в состоянии; но одно мы можем сделать: мы можем сказать каждому, с кем мы во вражде, каждому, который нам стал чужд, мы можем сказать: Ты остаёшься для меня задачей, еще не разрешенной, может быть неразрешимой до конца моей жизни; но я, во имя Христово, тебя принимаю таким или такой, какой ты есть. Я не буду ожидать такой перемены, которая сделала бы наши отношения легкими, а я тебя принимаю какой ты есть, до конца, и буду выпол­нять заповедь апостола Павла: Друг друга тяготы носите, и так вы исполните закон Христов. Каждый из нас может оказаться такой тяго­той для других, или для одного человека — этого достаточно. Но мы можем сказать: Да, я тебя принимаю, какой ты есть; ты для меня тру­ден; ты, может быть, даже порой невыносим; ты так глубоко меня ра­нил в прошлом, что я забыть этого не могу, пережить до конца не могу; но я тебя принимаю, и мы будем вместе идти, потому что и ты и другие многие должны также  меня принять, должны также меня терпеть, должны также меня нести.

И вот вступим в этот Великий пост не с иллюзией, что мы каждо­го человека уже простили или можем простить в одно мгновение, ког­да он подойдет к иконам, положит земной поклон и будем друг у дру­га простить прощения — нет. Пусть это будет проще и более честно. Скажем: Да, ты мне труден; я еще не дорос до той меры, при которой всё исцелено. Но я тебя принимаю, какой ты есть, во имя Христово, и мы вместе будем шествовать, и мы вместе придем на Голгофу; и если у подножия Голгофы, если у подножия Креста, видя, что стоит Богу наше взаимное отчуждение, мы не сможем друг друга глубоко принять и простить, тогда нам надо задуматься над собой очень, очень глубо­ко. Потому что если мы не пройдем через Голгофу, мы не пройдем че­рез Воскресение.

Вот поэтому, будем друг у друга просить прощения, то есть не говорить друг другу лживые слова о том, что я всё тебе прощаю, все обиды, все оскорбления, все унижения, всю неправду нашей жизни, -нет. Скажем: я тебя принимаю во имя Христа, и буду нести все пос­ледствия твоей личности, всё нести на плечах, и тебя молю: и ты понеси меня… И тогда мы дойдем вместе до того места, из ко­торого исцеление сияет на нас, новая жизнь… Аминь.