митрополит Антоний Сурожский

Вход Господень в Иерусалим

8 апреля 1990 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Мы вступаем сегодня в страстные дни. Это дни, когда Хрис­тос, по любви Своей к нам, ради нашего спасения, не только принял на Себя человеческую плоть и человеческую земную трагическую судьбу, но время, когда отверженный людьми, Он пошел на смерть для того, чтобы со Креста иметь власть сказать: «ОТЧЕ! Прости им, они не знают, что творят…» — и этим как бы снять грех с людей, даже тех, которые Его распинали.

Но эти события часто кажутся нам такими далекими, — это когда-то было, две тысячи лет тому назад: можем ли мы их ощутить глубоко, живо? Можем! Мы можем превзойти те образы, которые нам даны в богослужении, которые пленяют наше сердце, которые глубоко нас трогают, и которые, однако, иногда нам не дают видеть настоящую, жуткую трагедию того, что происходит.

И для того, чтобы обновить в вас это сознание, я хочу вам дать пример того, как другой человек, в наше время, дал свою жизнь, и как те люди, ради которых эта женщина, Ната­лья, умерла, целую жизнь прожили под знаком ее величия и жертвы.

То было в дни гражданской войны. Молодая, лет двадцати пяти, женщина с двумя детьми оказалась в городе, ко­торый заняли красные войска. Она, жена белого офицера, спрята­лась на окраине города в лачужке, надеясь, что облава прой­дет и она спасется. Но в темную ночь к ней кто-то постучался. Она с ужасом открыла дверь, но там был не ужас, а спасение: там стояла молодая женщина, которая ей сказала: «Вас предали, сегодня ночью вас возьмут на расстрел; вам надо сию же мину­ту уйти!..» Мать посмотрела на своих малых детей и сказала: «Как же мне уйти! Нас сразу узнают, да дети и не смогут дале­ко пройти!..» И эта женщина, которая еще недавно была просто соседкой, вдруг выросла в меру того, что Евангелие называет «ближним» — самым близким человеком, готовым всё отдать, всё сделать для другого. Эта Наталья сказала: «Нет, вас никто ис­кать не будет, — я здесь останусь и скажусь вашим именем…». – «Но вас расстреляют!» — «Да, — сказала Наталья, — но у меня нет детей…» И Зоя ушла с двумя своими детьми. Наталья осталась во тьме, которая всё сгущалась, в холоде, который пронизывал кости; она могла бы в одно мгновение выйти и стать снова не Зоей, а Натальей. Но она не вышла… Какие мысли у нее тогда были? Какие страшные искушения: вдруг меня расстреляют, а их всё равно возьмут и убьют, и моя смерть будет напрасна, — не уйти ли мне? … Она не ушла. И когда утром за ней пришли и расстреляли, мать и дети были спасены.

Эта мать и дети мне близко знакомы, и они мне говорили когда-то, что они всю жизнь прожили, помня, какой ценой они живы, помня, что им надо так прожить, чтобы смерть Натальи не оказалась напрасной.

А мы? Христос, Сын Божий стал человеком по любви к нам; Он был предан Своим учеником, от Него отрекся другой ученик, Его самые близкие апостолы бежали со страхом. Он остал­ся один, со Своей Матерью и апостолом Иоанном у Креста; один Он умирал, даже Богом оставленный: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?!…» И всё это для того, чтобы нас спасти.

Неужели мы не отзовемся на Его смерть так, как Зоя и ее дети отозвались на вольную смерть Натальи? Неужели мы не отзовемся, не станем жить так, чтобы Христу не стало бы стыдно за нас, и чтобы нам не было стыдно, когда мы станем перед Крестом и увидим на Нем, на Его руках раны гвоз­дей, на Его ногах — раны гвоздей, на плече — рану от креста, на лбу — раны от тернового венца! Неужели мы станем и скажем: «Да, мы знали, что Ты для меня УМЕР, а я прожил в свою волю, потому что жить достойно Тебя мне было слишком трудно!..»

Подумаем об этом. Если не удастся вам ходить в храм мо­литься и предстоять перед ужасом этой недели, раскрываемым в богослужении, то думайте об этом дома; не только думайте, переживайте, но решите ТАК ОТНЫНЕ жить, чтобы Христос на вас глядел и говорил бы: «Я не напрасно умер, он понял цену своей жизни и меру Моей любви! Он живет достойно себя и достойно любви Моей!..» Аминь!

 

Опубликовано: Накануне. 1995. № 4

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет