Митрополит Антоний Сурожский

Воскресенье после Вознесения

14 июня 1964 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Праздник Вознесения Господня, в сиянии которого мы еще находимся, является одним из решающих звеньев нашей вечной человеческой судьбы.

Судьба эта начинается в тот день, когда державным, творческим словом, мир из небытия вызывается в бытие. Этот мир не только ставится перед Божиим лицом, этот мир призывается творческим Божиим словом не только ко временному бытию, но к тому, чтобы вовеки пребывать в радости и славе Господа своего. Судьба всего мира и человека начинается тем, что Божественная любовь нам предлагает на веки вечные блаженство дружбы с Собой. И когда человек отпал, когда весь мир человеческий предательством был отдан на страданье, любовь Божия нас не оставила. Никогда, ни в райские часы, ни в темные дни и годы и столетия отпадения, Бог не был чуждым миру, Он постоянно в нём действовал, возбуждая в сердцах людей всё живое, всё истинное; посылал ангелов Своих хранителей, посылал пророков, вещателей Своей правды, и когда исполнилось время — Сам Господь вошел в жизнь мира. Воплощение Христово — это день, когда Бог вступает в историческую судьбу человека так, что уже этой исторической судьбы нельзя отделить от вечной Божией истины. Но не только в историческую судьбу вошел Господь: воплощением Своим Он Божественной Своей природе соединил всё Им сотворенное. Он облекся в эту человеческую плоть не на время, а навсегда, и явил этим дивную славу и дивные свойства сотворенного Им мира — этой земли нашей, этого нашего неба, всего, что Он создал. Все, Им сотворенное, способно не только к Богообщению, но и к тому, чтобы быть духовным, богоносным. Не погибла тварь от огненного соединения с вечным, а оживилась, преобразилась, вошла в свои истинные права, в свою истинную тварную судьбу. Но этого, как будто, было мало. Когда Христос смертью победил смерть, крестом победил рознь между Богом и человеком, Он вознесся от нас на небо в день блаженного, дивного расставанья, которое не оказалось разлукой, потому что Господь, вознесясь на небо, не удалился от нас; ведь небо, в которое Он вошел, это не небосвод, это не мнимая даль, а это тайна вездесущия Божия, это слава, которую Он имел прежде даже мир стал. И вознес Он на небо, уходя в глубины непостижимости Божественной, нашу человеческую природу, плоть, полученную от Девы, ткань этого тварного мира унес с Собой в Троические глубины. Святой Иоанн Златоуст, стараясь объяснить, как высок, как велик человек, говорит: «Если хочешь познать величие человеческое, не взирай в палаты царские, а поверни взор свой к престолу Божию, и увидишь одесную Бога и Отца Сына Человеческого, облеченного нашей плотью» — и здесь явлено в предельной глубине и в предельной славе своей величие человека и дивность нового призвания.

Когда Христос нам говорит: «Отвергни себя, возьми крест свой и последуй за Мной», Он не только говорит о том, что во временном нашем бывании мы должны оторваться от всякого себялюбия, взять на себя всю тяжесть жизни своей земной и последовать за Ним, сначала в толпу народную, а оттуда на суд, а оттуда в Гефсиманию, а оттуда на крест. Он даже не о том говорит, что кто за Ним последует — воскреснет в последний день; Он нам открывает еще большие просторы. Мы призваны следовать за Ним и по Его собственному слову быть там, где Он есть, в славе вечной жизни Божественной.

Вот, что Господь совершает нас ради; теперь, между днем Вознесения и днем Пятидесятницы осталась всего одна неделя. Мы ждем того, что став через Крещение хоть в какой-то мере живым телом Христовым, приобщаясь Ему из года в год, мы теперь получим дар Святого Духа. Это дар, который может зажечь огнем вечной жизни наше обновленное человечество. Будем эту неделю благоговейно, вдумчиво готовиться к тому, чтобы обновилось в нас животворное, преображающее присутствие Святого Духа. Придем в этот храм через неделю, очистившись покаянием, готовые начать новую истинную жизнь во Христе и Духе, и стать истинно, реально, не только мечтательно, но и самым делом тем, чем нас называет Игнатий Антиохийский — живым Христовым телом, всецелым Христом, в котором обитает полнота духа Христова, этого духа сыновства. Станем, как еще дерзновенней об этом говорит святой Ириней Лионский, единородным Сыном Божиим в Единственном Сыне! Да будет благодать Господня с нами и милость Его!

Аминь.

Опубликовано: «Труды. Книга вторая. – 2-е изд.». М.: Практика, 2012. – С.585-587

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет