Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Этот храм, где нам дано молиться столько лет с такой глубокой радостью, дом Божий, давший нам мир и соединивший нас и в общей молитве, и в труде, был посвящен сначала памяти всех святых; и мы только восполнили их список, прибавив имя Пресвятой Владычицы Богородицы, увенчали их сонм Ее именем, посвятив этот храм Ей особенно, вместе с ними. День всех святых, это день именин всех христиан, ибо каждый из нас носит имя какого-либо святого или святой; и как церковь, мы отданы этому святому и в качестве храма, и под его покровительство. Сегодня весь христианский православный мир празднует престольный праздник каждого из нас, ибо в каждом из нас в день крещения установлен престол, на котором восседает Царь славы, Господь. Святые, это те, которые посвящены Богу; и каждый из нас, в день своего крещения, верой родных, верой общины христианской посвящен Господу и Богу. И как посвященный, он свят, он — святыня в этом мире греха, падения; он должен быть светом в этом мире полумрака, он должен быть правдой в мире неправды, он должен быть радостью в мире прогорклом… Предметы только посвящаются Богу и делаются Его собственностью: святая Чаша, святой храм; но человек, посвящаемый Богу, соединяется с Ним не только благословением, но приобщением. Мы призваны стать причастниками Божественной природы, так соединиться с Богом, как железо пронизывается огнем, быть носителями Божества и быть носимыми этим Божеством…
И вот сегодня перед нами образ тех святых, которые не напрасно приняли крещение, которые не напрасно были посвящены Богу, которые оказалась Ему такими верными, всем усилием, всем порывом, всей крепостью души и тела, что с ними случилось то, к чему мы все призваны: они стали домом Божиим, они приобщились Божественной природе, они стали по приобщению тем, чем Спаситель Христос был по Своей Божественной природе. В них началось всеобщее Бого-человечество.
Каким же образом стали они такими дивными, такими изумительными? Они же были люди, как все мы: слабые, греховные! Некоторые из них поднялись на высоты святости из глубин греха, которых мы, может быть, и не изведали! Они стали такими, потому что они сердцем, волей, умом, жизнью обратились к Богу и дали Ему простор овладеть собой, победить в них тьму Его светом, ложь — Его истиной, смерть — Его жизнью. Нам рассказывается о том, как святые всю жизнь прожили со взором, прикованным ко Христу; и потому, что они так приковались сердцем и взором к Нему, они постепенно стали Ему подобными.
Но это требует подвига, это легко не дается, это не дается даром! Отцы говорили: Пролей кровь, и ты примешь Дух… Евангелие требует от нас подвига: подвижники становятся христианами. Бог дает Своего Духа без меры, но принять Его, сохранить Его, принести плод этого дара, мы должны, как говорится в сегодняшнем Евангелии, отрекшись от себя, возлюбив Бога, возлюбив ближнего своего больше себя самого — только так мы можем достичь своего призвания, вырасти в меру своей Божественной красоты, стать Христовыми, Божиими. Поэтому вдохновимся примером хоть того святого, хоть святой, чье имя мы носим, вдумаемся в эту жизнь, в их хрупкость, в их неудержимую, победоносную смелость, и вступим за ними в этот путь. Мешает нам только страх, только боязнь за самих себя, только обращенность на себя самих. Отвернем взор от себя, взглянем на ближнего, которому мы нужны, на Бога, Который нас любит — и всё станет для нас возможным. Потому что — еще раз скажу — по слову Спасителя, сила Божия совершается в немощи, и по слову Павла, который знал глубины греха и знал высоты победы, всё нам возможно в укрепляющем нас Господе нашем Иисусе Христе. Аминь!