митрополит Антоний Сурожский

Воскресенье всех святых

1 июня 1980 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Этот храм, где нам дано молиться столько лет с такой глу­бокой радостью, дом Божий, давший нам мир и соединивший нас и в общей молитве, и в труде, был посвящен сначала памяти всех святых; и мы только восполнили их список, прибавив имя Пресвя­той Владычицы Богородицы, увенчали их сонм Ее именем, посвятив этот храм Ей особенно, вместе с ними. День всех святых, это день именин всех христиан, ибо каждый из нас носит имя какого-либо святого или святой; и как церковь, мы отданы этому свято­му и в качестве храма, и под его покровительство. Сегодня весь христианский православный мир празднует престольный праздник каждого из нас, ибо в каждом из нас в день крещения установлен престол, на котором восседает Царь славы, Господь. Святые, это те, которые посвящены Богу; и каждый из нас, в день своего крещения, верой родных, верой общины христианской посвящен Господу и Богу. И как посвященный, он свят, он — святыня в этом мире греха, падения; он должен быть светом в этом мире полумрака, он должен быть правдой в мире неправды, он должен быть радостью в мире прогорклом… Предметы только посвящаются Богу и делаются Его собственностью: святая Чаша, святой храм; но человек, посвящаемый Богу, соединяется с Ним не только благословением, но приобщением. Мы призваны стать причастниками Божественной природы, так соединиться с Богом, как железо пронизывается огнем, быть носителями Божества и быть носимыми этим Божеством…

И вот сегодня перед нами образ тех святых, которые не напрасно приняли крещение, которые не напрасно были посвящены Богу, которые оказалась Ему такими верными, всем усилием, всем порывом, всей крепостью души и тела, что с ними случилось то, к чему мы все призваны: они стали домом Божиим, они приобщились Божественной природе, они стали по приобщению тем, чем Спаситель Христос был по Своей Божественной природе. В них началось всеобщее Бого-человечество.

Каким же образом стали они такими дивными, такими изуми­тельными? Они же были люди, как все мы: слабые, греховные! Некоторые из них поднялись на высоты святости из глубин греха, которых мы, может быть, и не изведали! Они стали такими, пото­му что они сердцем, волей, умом, жизнью обратились к Богу и дали Ему простор овладеть собой, победить в них тьму Его светом, ложь — Его истиной, смерть — Его жизнью. Нам рас­сказывается о том, как святые всю жизнь прожили со взором, при­кованным ко Христу; и потому, что они так приковались серд­цем и взором к Нему, они постепенно стали Ему подобными.

Но это требует подвига, это легко не дается, это не дается даром! Отцы говорили: Пролей кровь, и ты примешь Дух… Евангелие требует от нас подвига: подвижники становятся христиа­нами. Бог дает Своего Духа без меры, но принять Его, сохранить Его, принести плод этого дара, мы должны, как говорится в сегодняшнем Евангелии, отрекшись от себя, возлюбив Бога, возлюбив ближнего своего больше себя самого — только так мы можем достичь своего призвания, вырасти в меру сво­ей Божественной красоты, стать Христовыми, Божиими. Поэтому вдохновимся примером хоть того святого, хоть святой, чье имя мы носим, вдумаемся в эту жизнь, в их хрупкость, в их неудержимую, победоносную смелость, и всту­пим за ними в этот путь. Мешает нам только страх, только бо­язнь за самих себя, только обращенность на себя самих. Отвернем взор от себя, взглянем на ближнего, которому мы нужны, на Бога, Который нас любит — и всё станет для нас возможным. Потому что — еще раз скажу — по слову Спасителя, сила Божия совершается в немощи, и по слову Павла, который знал глу­бины греха и знал высоты победы, всё нам возможно в укреп­ляющем нас Господе нашем Иисусе Христе. Аминь!

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет