митрополит Антоний Сурожский

Воскресенье всех святых

14 июня 1987 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

С первых строк Ветхого Завета и до самого конца книги Откро­вения, со всей очевидностью явствует, что наше взаимоотношение с Богом есть взаимоотношение в любви, такое глубокое, такое непо­средственное, такое полное, какое только может быть между двумя лицами, которые любят друг друга от всего сердца. Я именно гово­рю «друг друга», потому что Бог нас любит всем Своим сердцем, всей Своей жизнью, даром Самого Себя, и зовет Он нас любить Его таким же образом.

В тех языках, где проводится различие между «Ты» и «Вы», «Ты» обозначает и возможно ближайшее отношение, и одновремен­но — предельную «инакость», так что в другом мы любим не наше отображение в нем, но Его Самого как тайну, в Его неимоверной не­повторимости.

В английском языке слово ″Ты» сохранилось, и применяется оно к Богу с тем пониманием, что Он — воистину Другой, что Он не есть отражение нас самих или воображаемая проекция наших надежд и желаний, удовлетворение голода наших сердец, но что Он ЕСТЬ, что во всей Своей конкретности, во всей Своей реальности, Он есть сущая Реальность; и, однако, потому что мы Его называем «Ты», Он одновременно является самым близким и родным нам существом. Никто нам так не близок, как Он!

Когда Господь в сегодняшнем евангельском чтении говорит, что если кто любит родителей, супруга, детей или друзей больше Него, недостоин Его, Он не предстает как соперник в этой любви; Он говорит: «Люби Меня всем своим сердцем, и тогда твое сердце сделается таким же пространным, как и Мое сердце, и Моей любовью ты уже будешь любить и родителей, супруга, детей и друзей…»

И это Он показал со всей ясностью, когда сказал, что — что бы мы ни делали одному из малых сих, мы это делаем Ему, пото­му что их всех обнимает Его любовь, любовь тотальная, совершенная.

Но здесь Он прибавляет еще одно слово, к которому мы должны прислушаться: «Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не­достоин Меня», что значит: о какой это любви мы смеем говорить, если мы уверяем человека, что любим его, называем его или ее: мой любимый, моя любимая, однако не имеем мужества понести с ним крестную боль и славу победы, которые составляют его становление в полноту жизни.

Да, Христос говорит, что если мы любим Его, то должны вос­принять жизнь, взаимоотношения и события нашей судьбы так, как и Он воспринял Свою земную жизнь; мы должны быть за одно с Ним во всем, и следовать за Ним, как в книге Откровения следует за Же­нихом Невеста, куда бы Он ни пошел.

Не есть ли это — славное, чудесное взаимоотношение, к кото­рому мы призваны: любить Его так же полно, как и Он любит нас! И насыщенные этой любовью — любить всё Его творение так же, как его любит Он! Но этому мы должны научиться, так как это нам не соприродно. Мы эгоцентричны, мы разборчивы, мы всегда горазды оттолкнуть одного, чтобы принять в сердце другого. Мы призваны обнятъ весь мир, весь сотворенный мир в Божией любви, потому что — как выразился один западный писатель — христианин есть тот, кому Бог поручил печься о мире, Им сотворенном.

Как велико это полномочие, как чудесно и взаимоотношение!

Мы не только посылаемся в мир как Его служители, мы — главное — обручены как бы с Живым Богом в узах непоколебимой, непобедимой любви; и вместе с ним вступаем в мир, который принадлежит Ему и за который Он отдал Свою жизнь.   Аминь.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет