Мы празднуем сегодня день всех святых. Через неделю мы будем праздновать святых Земли Русской. Не пора ли нам поставить себе вопрос о том, что делает святого? Какие условия нужны, чтобы человек вырос в меру, которая является призванием каждого из нас без исключения? Этот вопрос был поставлен св. Серафиму Саровскому, и он ответил, что разница между грешником, не находящим пути к спасению, и святым, таким же грешником, но который находит путь в Царство Божие, только в одном — в решимости. Святые — это те, которые поняли, как и мы часто в минуты озарения понимаем, что наше призвание человеческое действительно так прекрасно и так высоко, что оно перерастает землю, что оно так же велико, как слава Божия, ибо мы призваны быть, по слову Священного Писания, участниками Божественной природы, мы призваны быть живыми членами, частицами живыми сложного Божественного Тела Христа. Нам дан Святой Дух, чтобы мы были как храмы этого Духа, где Он живет, где Он обитает, откуда Он светит, сияет и действует. Мы призваны быть детьми живого Бога в Единородном Сыне — единородными Его детьми. Но всё это недостижимо никакими человеческими силами или ухищрениями. Это может быть нам только дано; но дано только при условии, что мы можем принять то, что нам дается. А принять Бога порой бывает страшно, ибо, когда Бог вступает в нашу жизнь и в нашу судьбу, многое, очень многое должно в ней перемениться. Правда должна воссиять, любовь должна победить, милосердие должно родиться, смирение должно прийти в нашу жизнь, — и многое другое, чем мы восхищаемся в житиях святых, но чего мы так боимся в нашей жизни.
И вот ставится вопрос — как найти в себе эту решимость? Где её искать? Как ее воспитать в себе? Один из больших наставников духовной жизни нашего времени, о. Александр Ельчанинов, в своем «Дневнике» нам говорит, что если мы хотим научиться до конца, совершенно, быть гибкими в руке Божией, послушными Его велениям, живыми Его жизнью, мы должны начать с очень простого. Каждый раз как нам приходит благая мысль, благое побуждение, каждый раз, как вдруг мы почувствуем, что мы могли бы сделать доброе, — сделать это поспешно, немедленно, не оставляя себе между добрым порывом и поступком времени лукаво подсказать: «Это может подождать… Нужно ли это сделать на самом деле? Достоин ли человек, о котором я думаю, такого внимания, такой заботливости, такого благодеяния?»…
И вот, весь вопрос только в этом; «подвижник» это тот, который не косный, а в движении, и вот к чему мы призваны: перестать коснеть, перестать жить в дремоте, перестать жить в полусне, а быстро, живо, стремительно отзываться на все, что добро, что прекрасно, что живо, и в нас, и вокруг нас. Для этого послушание, послушание слову Божию, послушание голосу нашей совести, послушание живому призыву нашей души, должно быть быстрое, немедленное, так, чтобы не могло вкрасться между добрым побуждением и поступком времени, которое мы употребили бы для окончательной отсрочки. Во-вторых, послушание должно быть всецелое: часто мы начинаем доброе дело, а через короткое время мы от него устаём, оно нам надоедает; и человек, которому мы делали добро, почему-то еще нуждается в нас, и мы вместо того, чтобы его любить, начинаем к нему относиться с горечью — неужели он еще и еще, и еще нуждается в любви, в милосердии, в заботе? Послушание должно быть до конца. И, наконец, оно должно быть неразборчиво: мы не должны ставить себе вопрос: этому человеку мы сделаем добро или нет? О другом — позаботимся или нет? Стоит ли, достоин ли…? Достаточно того, что человеку что-то нужно, чтобы мы могли услышать Божье слово: «А ты это сделай для него!» И если мы всецело, стремительно, быстро, радостно это сделаем, то постепенно научимся быть настолько живыми, отзывчивыми, стремительными, готовыми к послушанию, что когда Господь от нас потребует большего, мы сможем с решимостью отозваться и сказать: «Конечно, Господи!», и сотворить Его дело. И так, переходя от самых мелких вещей к большим, и еще большим, и, наконец, к очень большим делам святости, человек может дойти до того, что станет таким, каким мы видим святых, перед которыми умиляемся, которым дивимся и которым призваны подражать — духом, жизнью, подражать всем живым стремлением любви. Попробуем! Начнем с самого малого, и Господь, силою Святого Духа, вдохновением и крепостью Его, за руку нас доведет и до больших побед. Аминь.
Опубликовано: Приходской листок, № 40, июнь 1973 г.