митрополит Антоний Сурожский

Впечатления о 2-й Международной церковной конференции «Богословие и духовность РПЦ»

Июнь 1987 г.

Между 11 и 18 мая состоялась в Москве международная встреча, конференция на тему о тысячелетии Православия в России. Тысячу лет тому назад киевляне были крещены князем Владимиром, тысячу лет тому назад православная вера, христианская вера начала прида­вать форму и обществу, и культуре на Руси.

Этот съезд был очень, с моей точки зрения, знаменательный. Во-первых, скажу о том, кто там был. Были, конечно, представители Русской Православной Церкви, Московской Патриархии; патриарх Пимен приветствовал нас письмом по состоянию своего здоровья; зачитывал это письмо митрополит Филарет Минский и Белорусский; председате­лем большей частью был митрополит Филарет Киевский, которого за­менял периодами архиепископ Смоленский Кирилл. Русская Церковь была, конечно, очень богато представлена своими богословами, пре­подавателями духовных школ Москвы, Ленинграда и Одессы. Но кроме наших русских православных богословов съехалось довольно большое количество православных богословов других стран — Польши, Болгарии, Румынии, Чехословакии, Югославии. Сверх того, приехали очень интересные люди, представители разных вероисповеданий Запа­да, довольно большое число немцев, англичан, американцев и других представителей разных европейских стран, которые заинтересованы главным образом в историческом аспекте развития в России, но были также сильно поражены влиянием Русской Церкви на западное христи­анство. И сверх того — и это было так знаменательно и так волную­ще для меня — была большая группа советских ученых, которые ни­чего общего с Церковью как таковой не имеют, но которые имели желание и возможность приехать на этот съезд докладчиками. Люди, принадлежащие Академии наук и другим ученым учреждениям Советско­го Союза, которые специализировались на истории Православной Церк­ви в России, истории культуры, истории литературы, истории разных проявлений народной жизни, для которой имела решающее значение Православная Церковь. Это было очень отрадно, потому что впервые (нет, во второй раз: до этого еще некоторые из них были на съезде в Киеве в прошлом году) в таком количестве, с таким живым участием работали вместе и верующие, и неверующие Советского Союза над вопросами истории нашей родины, нашей культуры и нашей родной православной Церкви.

Некоторые доклады были изумительно интересны для верующих, а некоторые раскрыли, я думаю, новые горизонты для неверующих участ­ников нашего съезда. Меня больше всего поразило в этой встрече меж­ду верующими и неверующими, между учеными Советского Союза, о вере которых или о философской или политической установке которых я не имею никакого понятия, что ни в какую минуту, никогда, нигде ни в какой мере не было чувства, что мы разделены по вере или неверию, что идеология или вера, которая нас вдохновляет в жизни, меняет нашу установку. Это была победа и такая торжествующая, отрадная победа научной честности, научной безупречности. Это показывает, что когда существует между людьми уговор о безупречной честности, то можно встретиться, можно друг друга понимать, можно друг со дру­гом работать, и что изыскания Академии наук могут обогатить наши богословские школы, так же как изыскания наших богословских школ могут принести новое понимание и раскрыть новый подход для тех, кто до того времени не имел понятия о том, как верующий подходит к своей вере или расценивает события церковной жизни и обществен­ной жизни нашей родины. В результате мы все соединились во взаимном понимании, в очень глубокой радости умственного и душевного общения, и в сознании, что мы все — сыны и дочери одной широкой, дивной русской культуры, в которой и верующие, и неверующие имеют сказать свое живое и творческое слово.