Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Объятые неизмеримой глубиной Литургии, в этой службе сегодня состоялись два события. Первое — поставление Николая быть чтецом и иподиаконом. Чтец это не такой человек, который достаточно грамотен для чтения вслух во время службы; чтец это человек, который призван провозглашать в слышание собравшейся общины верующих собственное Божие слово: псалмы, отрывки из Ветхого Завета, отрывки из Нового Завета. Этим поставлением Церковь облекает его — косвенно, в ту меру, в какую он способен нести это бремя, — званием учителя, того, кто сообщает мудрость Божию, как она уже выражена в Священном Писании, выражена святыми и пророками, — у которых есть, возможно, непосредственное познание. И его роль в том, чтобы, читая Священное Писание не только глазами и умом, но и всем своим существом, врастать в то познание, которое сделает его способным провозглашать слова, написанные до него, как такие слова, которые ключом струятся из глубин его собственного сердца. Вот почему ему поручено читать самому Священное Писание прилежно, дабы донести и до нашего слуха голос Церкви, а в нем — голос Самого Бога. Да дарует ему Бог осуществлять это его назначение.
Ему также разрешено быть иподиаконом, прикасаться к священным сосудам и предметам; и только в ту меру, в какую он будет верен своему призванию, эта его привилегия будет во спасение его души и во спасение другим.
Мы сегодня рукоположили также диакона. Это уникальное событие в нашем храме, ибо Дэвид[1] был священником в Англиканской Церкви, и вместе со своим приходом он решил стать православным. Он был их руководителем, а теперь становится их служителем по-новому, Божиим свидетелем. Вчера на Епархиальном собрании он сказал нам, что для него и для его прихода вхождение в Православие — это возвращение домой. Да будет Православие поистине домом им, местом, где любовь питает человека, где покоится правда, где радость совместного пребывания.
Впервые в своей жизни он переступил порог алтаря; это — трепетное мгновение в жизни каждого из нас, кто был призван к этому, потому что только Господь Иисус Христос может по праву войти во Святая Святых, стоять перед Святым Престолом и приносить спасительные Дары.
Дэвид вступил в алтарь, будучи послан вами, потому что вашим избранием и избранием Собрания духовенства он послан из области, где завоевывается спасение, в область, откуда спасение приходит на землю. Он вошел туда не как индивидуальное лицо, но как представитель всего народа, «мира» церковного. Будем же молиться о нем, чтобы он был способен явить нам, что такое подлинный мирянин, когда избранием своих братьев и сестер он посылается во Святая Святых для того, чтобы оттуда приносить — в ектеньях, в чтениях из Священного Писания — весть с небес.
В одном из своих творений святой Максим Исповедник говорит, что в Литургии образом Христовым справедливо является дьякон; он Его прообразует. Он не Христос, но он представляет Его в богослужении как тот, который служит.
Христос сказал о Себе: Я среди вас как служащий[2]. Это и есть благодать, которая была сейчас дарована Дэвиду: быть служителем. И мы молились, чтобы он мог быть служителем верным, подлинной иконой Христа.
Избранием Собрания духовенства, которое уже состоялось, он скоро будет рукоположен во священника — в приходского священника православных людей того самого прихода, где он был священником Англиканской Церкви. И мы должны отнестись с глубоким волнением к тому, что происходит, потому что он не бросил, не отверг ту Церковь, которая дала ему познание Бога, дала ему, через крещение, единство со Христом, дала ему призвание к служению. Он чувствует, что ему надо было вырасти из того, чем он обладал, в большую полноту. И он идет в будущее с благодарностью к своему прошлому; и вместе с ним — все те, которые следуют за ним в этот новый мир Православия, в полноту, которая есть Православная Церковь. Будем благодарить Бога за величие души Англиканской общины, которая отпустила его с любовью, с миром, с поддержкой, без горечи, потому что они услышали, что он и те, которые идут с ним, следуют зову Христа, Который сказал: Я есмь Истина, и Я есмь Путь, и Я есмь Жизнь[3].
В конце службы мы пропоем «Многая лета» — много, много лет жизни, верного служения, верной ревности о Боге и о мире, за который Христос отдал Свою жизнь, — ему и тем, кто уже принят в Православную Церковь. Ряд членов его прихода еще готовятся к этому шагу, и, не перечисляя их по имени, будем молиться, чтобы полнота Святого Духа была с ними. Аминь.
[1] Дэвид (Гилл) иером.
[2] Лк 22:27.
[3] Ин 14:6.
пер с англ. Е. Майданович
Опубликовано: Труды. Т.3, — М: Практика, 2020