Фонд "Духовное наследие митрополита Антония Сурожского", Дом русского зарубежья им. Александра Солженицына
2 ноября 2020 г.  в 19.00 (Время московское)
Семинар в рамках подготовки к конференции 2021 г. по наследию митрополита Антония Сурожского "Кризис: суд или открывающиеся возможности"

Онлайн семинар: Самопознание в «оке бури»

На первом семинаре в рамках подготовки к предстоящей в 2021 году конференции по наследию митрополита Антония «Кризис: суд или открывающиеся возможности» выступила Фредерика де Грааф

с докладом «Самопознание в «оке бури»

«Вы, должно быть, слышали выражение «око бури». Это точка наивысшего напряжения, где вся ярость ветра и бури схлестнулись в сокрушительном противостоянии. И эта точка абсолютного покоя, поскольку здесь все силы напряжения встречаются и уравновешиваются. В этой точке — равновесие не мира и покоя, а противостояния всех грубых, сокрушающих сил: и здесь Христос. Он в точке, где встречается все напряжение, в точке слома, в точке, где возможно быть только сокрушенным или, если предпочитаете, распятым».

Митрополит Антоний Сурожский

Фредерика де Грааф — духовная дочь митрополита Антония Сурожского, работает в качестве рефлексотерапевта и психолога с пациентами Первого Московского хосписа и их родственниками. Автор книг «Разлуки не будет» и «Открытость сердца»

 

Тексты для обсуждения:

«О мнимой защищённости»

«Вызов современности» — Труды. Т. 2. М., 2007. С. 712–723

 

Ведущие: Н.В. Ликвинцева, Е.Ю. Садовникова

Видеозапись можно посмотреть здесь

×
Статья о семинаре
Семинар по наследию митрополита Антония Сурожского «Самопознание в "оке бури"»

«Должно быть, вы слышали выражение «око бури». Это точка наивысшего напряжение, где вся ярость ветра и бури схлестнулись в сокрушительном противостоянии. И эта точка абсолютного покоя, поскольку здесь все силы напряжения встречаются и уравновешиваются. В этой точке — равновесие не мира и покоя, а противостояние всех грубых, сокрушающих сил: и здесь Христос. Он в точке, где встречается все напряжение, в точке слома, в точке, где возможно быть только сокрушенным или, если предпочитаете, распятым».

Митрополит Антоний Сурожский

2 ноября 2020 года состоялся очередной семинар по наследию митрополита Антония Сурожского «Самопознание в «оке бури»», организованный Фондом «Духовное наследие Митрополита Антония Сурожского» и Домом Русского Зарубежья. На семинаре выступила Фредерика де Грааф, духовная дочь митрополита Антония, рефлексотерапевт и психолог Первого Московского хосписа, автор книг «Разлуки не будет» и «Открытость сердца. Встреча: сквозь себя к Богу и человеку». Это первый семинар из цикла «Кризис: суд или открывающиеся возможности», проходящего в рамках подготовки к 8-й международной конференции по наследию митрополита Антония Сурожского, которая состоится в 2021 году.

Во вступительном слове Наталия Владимировна Ликвинцева, ведущий научный сотрудник музея Дома Русского Зарубежья,  напомнила вопросы для подготовки к семинару: Что значит для современного человека евангельский образ «бури»? Какие «бури» бывают в нашей жизни? Почему владыка призывает к «незащищенности»? Есть ли в нашей жизни место риску, неуверенности, неопределенности? Нужно ли их сознательно искать? Чем руководствуется христианин в ситуации радикальных перемен, когда рушится привычный мир? «Тема кризиса сегодня особенно актуальна, потому что жизнь вошла, как кажется, в полосу бури», — заметила Наталья Владимировна.

В своём выступлении Фредерика тоже говорила  о том, что сегодня мы как бы находимся внутри бури: в мире царствуют жадность, страхи, ненависть, агрессия, отчаяние.  По словам владыки Антония, мы боимся страдания и поэтому суживаем, а то и полностью закрываем своё сердце. «Я думаю, — сказала Фредерика, — что во время теперешнего кризиса нам мешает раскрыться не только страх страданий, но и страх смерти. И сейчас больше чем когда-либо встаёт вопрос: какое у меня отношение к страданию, к  умиранию и к смерти?» Возникает вопрос, не стоит ли сейчас «во времена ковида» за агрессией, за отчаяньем, за тревогой, за разобщенностью — страх смерти. По мысли митрополита Антония, смерть является краеугольным камнем нашего отношения к жизни. Люди, которые боятся смерти, боятся и жизни. Если мы боимся смерти, мы никогда не будем готовы идти до самого конца, рискуя своей жизнью. И что тогда для нас христиан означает Воскресение Христово? (Слушая доклад, я подумал, что об этом же очень ярко и остроумно писал английский писатель Клайв Стейплз Льюис в своей знаменитой повести «Письма Баламута», письмо 28).

Продолжая, Фредерика задала вопрос: что тогда представляет собой наша вера? Вера, по апостолу Павлу, — это уверенность в вещах невидимых, причем, согласно митрополиту Антонию, — с ударением на слове «уверенность». Обрести такую уверенность поможет только встреча с живым Христом. И что же поможет и что мешает это встрече? Главным препятствием, считал владыка Антоний, является поверхностность. Только наше настоящее Я (т.е. личность) способно встретиться со Христом. Суть греха в том, что мы живём поверхностно. По представлению владыки Антония, глубоко укоренному в святоотеческом предании, глубинному подлинному Я человека, являющемуся также «печатью» и образом самого Бога, которое митрополит Антоний называет «личностью», противостоит поверхностное и эгоцентричное Я, которое в данном контексте называется «индивидуумом».  Индивидуум всегда живет и утверждается за счёт других. По существу, индивидуум не может быть реальным. «Наша борьба и наша задача в жизни, — отметила Фредерика, — бороться против индивидуума, чтобы обрести наши личности». Или, как можно было бы сказать, вспоминая того же Клайва Стейплза Льюиса, обрести наши подлинные лица. Это необходимо потому, что только настоящее Я — то есть личность — в состоянии встретиться в глубине со Христом.

Подлинное Я митрополит Антоний советует искать  прежде всего в чтении Евангелия. Познакомиться со Христом, познать Его в глубине, любить Его и впоследствии доверять Ему и быть верным Ему возможно только через углублённое чтение Евангелия. Потому что через Евангелие мы общаемся со Христом благодаря Святому Духу. Владыка даёт практический совет: подчеркивайте те места, на которые ваше сердце откликается, потому что в этих местах мы уже едины со Христом. Для встречи необходимо, чтобы мы стали настоящими, без иллюзий о себе. Например, если нас глубоко затронуло сострадание Христа, никогда не поступать против этого сострадания, чтобы не идти против самих себя.

Для встречи также необходимо, чтобы мы научились жить настоящим, быть «здесь и теперь». Но этому  очень многое мешает. Быть «здесь и теперь» значит быть в присутствии Бога без лишних слов, движений тела, эмоций и мыслей. Это достигается постепенно с помощью дисциплины. Очень часто воспоминания о прошлом или страхи относительно будущего мешают жить настоящим. Со стремлением быть здесь и теперь связано желание научиться молчанию. Молчание по мысли владыки — это не только отсутствие слов, это состояние, в котором всё ненужное (мысли, эмоции и слова) улеглось. С этим связано умение оставаться наедине с самим собой. Но умеем ли мы быть наедине с собой? «Я вижу, — сказала Фредерика, — что очень многие люди боятся остаться наедине с собой без развлечения, без шума, чтобы встретить себя на глубине в молчании. А без этого ничего не может случиться». Мешают поверхностные развлечения. Владыка говорит, что мешает любопытство, перегрузка информацией. Мы почти не живём внутри себя, мы живём вне себя, и требуется прямое Божие в вмешательство или продуманная дисциплина, чтобы мы пришли в себя и пустились в тот путь, которым мы пройдём сквозь себя к самому Богу.

«Кажется, — продолжила Фредерика, — что сейчас делается всё возможное человеческими силами при содействии тёмных сил для того, чтобы искоренить из человеческих душ не только знание о Боге, но и саму способность Его воспринимать».  Мир находится в кризисе. Но где в этом мире мы, христиане, и что мы должны дать этому миру, который ещё не знает Христа? Мы призваны внутренне уподобиться Христу, приобщиться Ему, жить общей с Ним жизнью в общем с Ним Теле, каковым является Церковь.

Одним из препятствий на этом пути является предвзятость: мы боимся открытости сердца. Митрополит Антоний даёт следующую молитву: «Помоги мне, Боже, избавиться от ложного образа Тебя, чего бы мне это не стоило».

Отвечая на вопросы, Фредерика рассказала о том, что вопрос о смысле жизни владыка  связывал с верой в себя, и что у многих людей, приходивших к нему, основная проблема заключалась в том, что человек не верил в себя, не верил в уникальное значение своей жизни. Он говорил, что поверить в себя, в уникальный смысл своей жизни очень трудно, если нет человека, который в тебя верит.

На вопрос участницы семинара о смысле «безумной старости»,  то есть той ситуации, когда «достойная  честная жизнь приходит к тому, что старики мучаются физически, не хотят жить, измучены, уже мало что понимают и Бога нет в их жизни», Фредерика ответила, что помочь мы можем им прежде всего своей любовью и своим присутствием.  В этой и в других жизненных ситуациях устранить страдание —  не наша задачи. Наша задача — помогать своим присутствием человеку нести страдание.

По мнению Фредерики, на вопрос о том, как узнать, куда Господь нас посылает, куда Он хочет, чтобы мы пошли, владыка Антоний ответил бы: «Это не важно. Делай то, что ты делаешь на 100 процентов и перед лицом Божиим. Остальное не важно». Чтобы сделать правильный выбор, нужно прислушаться к себе. Нужно рисковать, даже если при этом можно ошибиться. Во всяком случае, ошибаться лучше, чем сидеть и ничего не делать. А еще Фредерика поделилась удивительной историей своих отношений с митрополитом Антонием и том, как он помог ей найти себя и своё призвание.

По словам Фредерики, суть всего, о чем она говорила на этой встрече, она изложила в своей книге «Открытость сердца. Встреча: сквозь себя к Богу и человеку». О подлинной встрече с самим собой, затем с Богом и уже потом с другим человеком. В завершение приведу слова из этой книги, которые владыка Антоний как-то сказал Фредерике: «Не бойся, стань самой собой! Найди Христа в себе и себя во Христе».

Дмитрий Минорский