Я хотел сегодня коротко сказать о Воскресении Христовом. Говорить о Воскресении мне кажется всегда очень трудным. Потому что говорить о страстях, говорить о трагедии жизни Спасителя, говорить о Его учении относительно легко в том отношении, что можно ссылаться на всечеловеческий опыт: мы все знаем, что такое смерть, что такое болезнь, что такое боль, что такое страх, что такое жестокость, что такое жертва, что такое любовь, что такое ненависть, что такое предательство, что значит трусость, — всё это мы знаем. И поэтому, когда мы говорим о событиях из жизни Христа и доходим до каких-то моментов, когда качествуют те или другие из этих свойств, нам относительно легко это понять. Мы осуждаем Иуду, но, если задумаемся, можем и понять, что и в нас есть доля предательства. Мы не предаем Христа, потому что не стоим перед опасностью, мы не предаем Христа на словах, но мы предаем Его тем, что, называя Его Господом и Богом, пренебрегаем Его учением, не следуем Его примеру и т.д.
Но говорить о воскресении труднее, потому что это событие, которое было доступно физически только очень небольшому числу людей в те дни, в течение которых Христос воскресший являлся людям. В дальнейшем, это опыт, который некоторые люди продолжали получать, опыт воскресшего Христа. Но большинство людей о Воскресении Христовом знают только косвенно. И вот мне хочется сказать о некоторых моментах этого познания Воскресения Христова и о том, что оно значит для нас. Ученики Спасителя, после Его распятия, смерти и погребения, были совершенно расстроены и расшатаны. Они были побежденной группой. Они скрылись в доме Иоанна Марка, они боялись на улицу выйти. И вот в первый день после субботы, в тот день, который для нас стал воскресеньем, живой Христос стал среди них. Он стал живой, но, вместе с этим, несколько иной, чем был: «Он вошел «дверем затворенным», — значит, не усилием физического тела, которое, им было так известно. Он вошел, и встал живой. Но вместе с этим, это был не дух, не привидение, И Он это хотел непременно им дать познать; потому что, когда они Его увидели, они возрадовались, да; но они, вероятно, подумали, что это — Его душа. И Христос, для того чтобы их утвердить в вере, что Он воскрес телесно, попросил дать Ему часть их пищи, и Он перед ними ел, показывая этим, что Его телесность — реальная, настоящая.
И если мы себе поставим вопрос о том, какова эта телесность, мы можем вспомнить одно рассуждение Григория Нисского об Адаме и Еве в раю после их падения. Он говорит о том, что в раю телесность Адама и Евы была как бы легкая, прозрачная, не «не телесная», но и не такая тяжеловесная и густая, как наша. И он объясняет слова Ветхого Завета о том, что Бог сшил Адаму и Еве кожаные ризы именно тем, что, отпав от Бога, они перестали быть Ему до конца прозрачными, легкими, отяжелели и как бы сгустились. И та телесность, которую мы знаем в себе, это та телесность, которую мы унаследовали от наших прародителей после их падения. Но изначальная телесность была иная — легкая, как бы прозрачная. И эта телесность была явлена ученикам Христа после Его Воскресения. Он носил нашу плоть, при всей ее тяжести, при всех ограничениях, которые она вызывает. Он всё на Себя взял воплощением — кроме греха. Но после крестной смерти и Воскресения Он явился перед ними как человек в полном смысле слова: во всей красоте, во всей славе человека, то есть с живой человеческой плотью, так пронизанной Божеством, что она уже была не подвержена тяжести, тяжеловесности павшего мира.
И вот ученики удостоверились, во-первых, что Христос поистине воскрес, во-вторых, что это не дух, а что Он воскрес и человеческой Своей душой, и телом Своим человеческим. Одного только апостола не было среди них: Фомы, которого мы называем всегда обидным словом «Фома неверный», то есть Фома, который не сумел поверить. И тут надо себе поставить вопрос об этом. Фома пришел, вернулся; и они в ликующей радости ему говорят: «Мы видели Христа, Он воскрес!..» И Фома, вероятно (так мне представляется) окинул их взором, ожидая, что, встретив воскресшего Христа, они должны были стать совершенно иными людьми; и глядя на них, он этого не увидел. Они были теми же людьми, которых он оставил, когда ушел из дому. И поэтому весть о воскресении до него не дошла. А вместе с этим, он не был человеком сомневающимся, он не был Фомой «неверным».
О Фоме мы знаем одно: когда Христос ушел из Иерусалима для того, чтобы избежать преждевременной смерти, и до Него дошла весть, что умер Лазарь, Он сказал Своим ученикам: «Вернемся!..» И Ученики Ему сказали: «Как же Ты хочешь вернуться в Иерусалим, Тебя там хотели убить!..» Один только ученик поднял голос и сказал: «Пойдем, умрем с Ним…» — и это был Фома. Поэтому говорить о том, что он был учеником сомневающимся, колеблющимся, неуверенным — грех, неправда; но глядя на других учеников, он не увидел в них никакой перемены, кроме этой ликующей радости, но эта ликующая радость не могла быть для него доказательством воскресения Христова.
И через неделю Христос снова, дверем затворенным, вошел в комнату, где они были собраны, и Фома тогда был с ними. Фома, при первой встрече с другими апостолами сказавший: «Я не поверю в Его воскресение, если не смогу тронуть Его язвы…» И теперь Христос протянул ему Свои руки, открыл ему Свой бок и говорит: «Коснись!..» Фома увидел воочию и познал Его Воскресение, то, что Христос живой, во плоти стоит, и эти раны были, может быть, большим доказательством Воскресения, этой реальности Христовой плоти воскресшей, чем видение как бы исцеленного тела. И он поклонился Христу (у нас нет основания думать, что он прикоснулся к этим ранам) и сказал: «Господь мой и Бог мой! …» Это — первое.
Дальше — другой ученик, или, вернее, не ученик, а гонитель, познал воскресшего Христа; это Павел. О Павле мы знаем, что он был еврей, верующий, ученик Гамалиила, что он был одним из самых страстных приверженцев своей веры, что он всей горячей, пламенной своей душой отдал себя служению и поклонению Богу, Каким он Его знал. Он получил разрешение от синедриона идти в Дамаск для того, чтобы там гнать учеников Христа, которых он считал лжецами, которые должны были распространить весть о том, что их Учитель умер, но воскрес, и что Он — Бог.
На пути в Дамаск ему было видение. Вы знаете этот рассказ, я не буду на нем останавливаться: он вдруг увидел перед собой живого Христа, в Божественном сиянии. Он упал на колени и от этого сияния он ослеп… Помните, как Моисей просил Господа дать ему воззреть на Себя и как Господь ему ответил: «Человек не может Меня видеть и остаться живым…» В воплощении Христовом Бог стал доступен, у Него был человеческий лик, человеческое имя, можно было Его видеть. Воскресший Христос мог быть доступен так, как тайна Божия не может быть доступна для нас. Святой Григорий Нисский говорит о том, что Бог есть мрак, — и поясняет: «Не потому что в Нём есть какая-то темнота, а потому что Его свет таков, что он нас ослепляет, и мы ничего больше не видим.»
Вот так ослеп и Павел. У него был таким образом непосредственный, прямой опыт о воскресении Христовом. Он опытно знал, что он встретил воскресшего Христа. И потом он проповедовал именно воскресение. И вы, наверное, помните место в его послании, где он говорит: «Если Христос не воскрес, то мы — самые несчастные из людей» (I Кор. 15, 14-19). И это понятно, потому что если не воскрес Христос, а мы всю свою веру Ему отдаём, если мы проповедуем Христа распятого и не воскресшего, то мы и себе лжем, и других обманываем, и живем в полной иллюзии и вне реальности. Поэтому действительно мы были бы самые несчастные люди, живущие в каком-то дурмане. Вот еще один свидетель.
После Павла, в течение всей церковной истории, тысячи и тысячи людей встречали воскресшего Христа. С самого начала есть рассказы в житиях святых о том, как Христос им являлся, как Он их учил, как Он их спасал, как Он их наставлял.
Поэтому есть в течение всей истории из века в век живые свидетели о том, что они знают опытно, лично, что Христос воскрес, люди, которые могут сказать: «Я Его встретил лицом к лицу, я достоверно знаю, что Иисус из Назарета, Который был распят на Голгофской горе, Который умер, Который был погребен, на самом деле, как и Евангелие говорит, как и Его ранние свидетели провозглашают, воскрес и жив.»
И мы можем верить этим свидетелям; но на каком основании? И почему нам люди так трудно верят? Мне кажется, что ответ на это мы можем найти отчасти в рассказе о Фоме, отчасти глядя на то, каковы были святые. В рассказе о Фоме — я вам говорил о том, что Фома не мог поверить слову апостолов, потому что в них он видел только ликование, но не видел перемены. Таково и наше положение. Мы верим в воскресение Христово; некоторые из нас знают о воскресшем Христе; но могут ли люди, глядя на нас, сказать: «Это люди, которые оказались в какой-то момент жизни лицом к лицу с живым, воскресшим Христом и которые так переменились благодаря этой встречи, что мы видим, что они — люди иного рода, что они не таковы, каковы все люди; что, употребляя слова английского писателя Льюиса, если мы можем рассматривать всех людей как изваяния, как статуи, эти люди — статуи ожившие. Разница между верующим и неверующим, говорит Льюис, именно такова: человек неверующий подобен изваянию, человек верующий — это изваяние, которое стало живым.
И вот вопрос, который перед нами стоит: каковы мы? Рассказываем ли мы только с чужих слов о Воскресении Христа? Радуемся ли мы действительно полным сердцем о том, что мы в этом убеждены, только потому что другие люди это знают и мы им можем верить, или же с нами эта весть что-то сотворила, и зная, что воскрес Христос, зная опытно, что Он воскрес, мы уже не можем быть теми людьми, какими были раньше.
И мы это можем знать опытно различным образом. Мы можем это знать в молитве, прикосновением краю ризы Христовой; мы можем Его познать в какие-то моменты, когда вдруг мы чуем, что невидимо, но реально Он перед нами, и Он живой стоит, хотя я Его не вижу, не слышу, не воспринимаю своими чувствами — но Он тут. И мы можем это воспринять тоже, каким-то непостижимым образом, в причащении Святых Тайн. Я помню молодую женщину, которая мне говорила, что она не верит ни в Бога, ни во Христа, ни в таинства… Я рассказывать сейчас не стану о деталях, но я ей сказал: «Я буду служить в Великую субботу, ты подойди к Чаше причащаться, но раньше, чем причаститься, ты встань лицом к лицу с Богом, в Которого ты не веришь, и скажи: «Ели Ты есть, я тебе говорю, что ни семья, ни священники, ни Церковь мне Тебя не открыли, — они предали и Тебя и меня. И теперь я Тебе ставлю вопрос: «Существуешь Ты или нет? Если Ты мне не ответишь, то я окончательно от Тебя уйду…» И она причастилась, и написала мне потом записку: «Я еще не знаю о Боге, но одно я знаю достоверно: то, что я получила в Причастии, было не хлеб, не вино, а что — я не знаю…» Вот таким образом некоторые люди познают.
Некоторые люди познают Христа тоже причащением, участием в таинствах, но несколько иначе: через то, что совершается в них, когда они принимают участие в таинственной жизни Церкви. Есть рассказ из жизни Филарета Московского, как у него была пропащая деревня, которая спилась вконец, и в другом месте священник, который был вечно пьян. И он решил, что ни тех, ни того нельзя исцелить, и направил пьяного священника в пьяную деревню: «Погибайте вместе.» И священник, достигши своего места назначения, сказал своим прихожанам: «Меня к вам послали, потому что меня считают пропащим и вас считают пропащими. Но я, как священник, обязан совершать литургию каждое воскресенье и в каждый праздник, и причащаться Святых Тайн. Я такой же, как и вы — приходите со мной причащайтесь, но не как на праздник, а с ужасом о том, что мы собой представляем, и с изумлением о том, что Бог так снисходит к нам, что Он нас допускает до причащения. И давайте попробуем из благодарности жить достойно того, что Он нам дает…» И через какое-то время вся деревня изменилась, и священник изменился.
Вот тут мы видим, как Причащение Святых Тайн, исповедь, миропомазание, помазание святым елеем, как различные церковные действия могут менять человека изнутри: и если он только задумается над собой, он не может не поверить в то, что это совершается силой Божественной, которая дается через Христа, распятого и воскресшего.
Теперь я хочу перейти к другому вопросу. О чем же нам говорит Воскресение Христово помимо этого? Воскресение Христово, вместе со Страстной седмицей, нам говорит о том, как нас любит Господь. Вы, наверное, помните место Евангелия, где говорится, что ни в ком нет такой великой любви, как в том, кто свою жизнь готов положить за друзей своих. И апостол Павел говорит: «И за друзей мало кто жизнь свою положит; но Христос положил Свою жизнь за нас, когда мы были еще врагами Его, противниками, чуждыми Ему. Воскресение Христово это победа любви; оно нам говорит о том, что любовь, которая принимает смерть, тем самым делается бессмертной, делается сильнее смерти…» Ветхий Завет нам говорит: «Любовь, как смерть, крепка (Песнь песней, 8, 6), это единственная сила, которая может сразиться со смертью и не быть побежденной.» Тогда это говорилось о другом: о том, что, когда человек умирает, оставшиеся на земле продолжают его любить той же любовью во веки вечные, пока они живы и пока они сами не перешли в вечность.
Но здесь речь идет о чем-то другом: о том, что любовь Божественная сразилась со смертью, приняла смерть; смерть как бы раскрылась для того, чтобы поглотить Божественную любовь, и была этой любовью преображена. Образно — это рассказ о сошествии Христа в ад, как Он душой Своей человеческой сошел в ад, туда, куда всякая человеческая душа сходила с тех пор, как человек пал, и как ад широко раскрылся, чтобы уловить человека — и оказался лицом к лицу с Богом, с душой человеческой, пронизанной Божеством, сияющей Божеством, и мрака не осталось в нем, и победа была одержана, и, как говорит Иоанн Златоуст в своем «Слове»: «Мертвых ни един во гробе» …
В этом смысле это — победа любви, это торжество любви; но это тоже говорит нам о разных других вещах. В Священном Писании говорится о том, что Бог воскресил Христа (Кол. 2,12). И это очень важное слово, мне кажется, потому что Господь Иисус Христос Свою жизнь отдал, Свою смерть принял для нашего спасения, и это было сделано — простите за такое выражение – «всерьез», это не было нечто кажущееся. Христос принял смерть со всеми последствиями, и у Него как бы не было власти Себя воскресить; Он отдал Себя на смерть для нашего спасения, и Бог, в ответ на Его крестную любовь, Его вызвал обратно к жизни, соединил душу Христову с телом Христовым и явил Его миру воскресшим Христом.
Но это говорит нам тоже о чем-то ином; это говорит нам нечто о человеке. Мы всё говорим о нашей «вере в Бога»; но Евангелие всё пронизано верой в человека. Это очень нам важно помнить; потому что если мы не верим в человека, то мы ничего на земле построить не можем; если человек для нас — мразь, если человек для нас — преходящее явление, если человек для нас — только падшее существо, безнадежно падшее, то строить из града человеческого Град Божий нельзя. Жизнь, воплощение Христово нам говорит вот о чем: о том, что человек, даже в его падшем состоянии, настолько глубок, настолько потенциально свят, что он может в себе вместить присутствие Божие, что он может быть местом Боговселения. Как говорит апостол, вся полнота Божества обитала во Христе телесно. И воплощение, по словам святого Максима Исповедника, мы можем представить себе так: вложите меч в огонь и посмотрите, что будет: вы его вложили серым, холодным; вы его вынимаете сияющим огнем, пламенеющим; жар и железо пронизали друг друга так, что, не переставая быть самими собой — жар жаром и железо железом — теперь можно резать огнем и жечь железом. Таково (говорит Максим) было воплощение Христово.
И это значит, что каждый из нас призван и способен вместить в себя Бога; причем не как сосуд, который остается чуждым тому, что он содержит, как чаша, которая не делается как бы причастной той влаге, которую в нее вливают, — нет, мы можем быть пронизаны так, что уже не слиянно, не смешанно, но реально мы соединены с Божеством.
И это нам очень важно в наш век помнить. Потому что человек — это единственная точка соприкосновения между верующим и неверующим, между всяким человеком и другим человеком; какова бы ни была его вера, каково бы ни было его неверие, человек — это та реальность, которая составляет тему жизни всякого человека. Да, наше представление о человеке может быть очень разное; безбожный человек видит в человеке только некоего рода наиболее совершенное животное; для нас, верующих, человек в полном смысле слова — это человек приближающийся к тому, каким явил Себя Христос в Своем человечестве. Иоанн Златоустый в одном из своих писаний говорит: «Если хочешь узнать, что такое человек, не взирай к палатам царским, а подними глаза к Престолу Божию, и ты увидишь Человека, сидящего одесную Бога и Отца.»
Вот о чем нам говорит Воскресение: без Воскресения Христос телом лежал бы во гробе, душой был бы пленником ада. Воскресением Он воссел одесную Бога и Отца, и туда Он призывает нас поднять взор для того, чтобы видеть, что такое человек, каково наше величие, к чему мы призваны. Ириней Лионский, опираясь на слова апостола Петра, очень смело говорит об этом, — о том, что наше призвание — стать причастниками, то есть участниками Божественной природы. Он говорит, что придет время, когда, соединившись со Христом силой Святого Духа, все человечество станет единородным сыном Бога и Отца. Вот наше призвание, вот о чем в конечном итоге, нам говорит воплощение, жизнь, Страстная неделя, крест, живоносный гроб, сошествие в ад и Воскресение Христово: о человеке, о том, что человек значит для Бога и как велик потенциально человек. Это и нас призывает к тому, чтобы вырасти трудом, подвигом, или вернее, открытостью Богу в эту меру, для того, чтобы град человеческий постепенно вырос в меру Града Божия, то есть стал так глубок, так широк, так возвышен и так свят, что первым гражданином этого Града мог бы быть Иисус из Назарета, Сын Божий, ставший сыном человеческим. Вот это наше призвание, это — цель мироздания, это — надежда наша.
Претерпели? Мне некоторые говорят, что я всё одно и то же повторяю… Так что ничего не поделаешь…
Есть рассказ из жизни английского архиепископа Уильяма Темпла. Он четыре воскресенья сряду говорил в Кентербери одну и ту же проповедь. Какой-то прихожанин к нему подошел и говорит: «Вы не сочтите за дерзость, но смею ли я обратить Ваше внимание на то, что Вы уже четыре раза ту же проповедь прочли!..» И Темпл к нему обернулся и говорит: «А вы — исполнили то, что я говорил в проповеди? — …Нет! — Так я ее прочту и в следующее воскресенье…»
Каждый год читают одни и те же главы Евангелия — и как новые…
Если они новые, это еще ничего; беда в том, что они бывают очень старые. Я помню страшное слово, которое один парижский прихожанин сказал: «Самое страшное в священниках то, что они развивают иммунитет даже к Евангелию, они привыкают, они так часто его читают, объясняют, проповедуют, что чуткость теряется.» И этого допускать нельзя. Есть способы для священника -то не допускать, но есть тоже способ и для мирянина этого не допускать. Во-первых, вчитываться, не бегло, а по возможности вглубь; а во-вторых, поставить себе правилом: что до твоего сердца и ума дошло — то выполнять. И как только за это возьмешься, то слова начинают делаться более резкими, в том смысле, что они режут глубже, делаются более животворными.
Откуда пошла идея схождения в ад Христа?
Я не знаю точно, с чего это пошло; но это естественная мысль, потому что во всей истории Ветхого Завета было представление, что с тех пор, как человек потерял Бога, с момента падения, после смерти он уже к Богу вернуться не мог просто потому только, что он умер, и все уходили в какие-то глубины, которые были местом не специального мучения, а просто отсутствия Божия. Бога для них не было на земле, Бога для них не было и после смерти. Об этом говорит и Евангелие, например, притча о Лазаре: он умер, и тоже сошел в ад, но не в ад мучений; богач был как бы в другом «отделении» ада, потому что богач обращается к Аврааму, на лоне которого находится Лазарь, и говорит: «Пошли Лазаря к моим братьям…» Так что состояние душ, уходящих в эту бездну было разное. Это было место как бы упокоения, или вечного сожаления, но это было место, где встречи с Богом не было, той встречи, о которой мы говорим и мечтаем после нашей смерти, что мы встанем лицом к лицу с Живым Богом. И всякий умирающий уходил в эту бездну. И когда Христос умер естественной человеческой смертью, то телом Он лег в могилу, но душой ушел туда, куда уходят все, которые умирают в условиях падшего мира и человечества. Но Он ушел-то туда не как падший человек, потому что Он не падал. Душа Его ушла во славе Своего Божества. И когда Он вошел в это место, где Бога не было — оказалось, что там теперь Бог есть! И тут разгадка, мне думается, отрывка из псалма, где говорится: «Куда мне бежать от Лица Твоего? На небе Ты еси, земля — подножие ног Твоих, во аде — Ты тоже есть» (Пс. 138, 7-8). И это было отрицание всего того, во что Ветхий Завет верил, потому что ад именно тем определялся, что там Бога нет; не тем, что там «плохо», а отсутствием. И сказать, что в аде, то есть в месте, где Тебя нет — Ты есть, было пророческое слово, или абсурдное слово, одно из двух. И оно оправдалось, когда Христос сошел в ад, и действительно, этого ада уже нет, не стало, нет такого места, куда не проник бы Господь и которым не овладел бы Бог.
Я думаю, вот оттуда и пошла идея сошествия в ад и того, что в Англии называют harrowing of hell: разрушение ада, победа над адом, попрание ада, порабощение ада. И пошли иконы, которые мы называем иконами Воскресения, которые, в сущности – иконы утра Великой Субботы. Меня что очень трогает в Великой Субботе: в Великую пятницу мы говорим, что Христос почил от дел Своих, и настала благословенная Суббота, когда Господь почил от Страстей. А что в это время происходило? Именно это: сошествие во ад, поражение ада, воскрешение всех, которые там были — то есть встреча их с Живым Богом. До нас эта весть еще не дошла — но там оно уже случилось. И вот икона сошествия Христа в ад, которую мы называем постоянно иконой Воскресения — это именно чудесная икона о том, что мы на земле еще только верой знаем, мы только ночью узнаем воочию, что это случилось, потому что мы придем к гробу — и он пуст, и мы будем петь воскресение — и мы сейчас это знаем! Тогда они не знали — но мы знаем! И мне кажется, что эта служба субботняя такая дивная именно тем, что до нас эта весть дошла, нам как бы сказана на ухо, нам сказано: «Жди!» Потому что вот до тебя дойдет! Придет момент, когда у дверей храма, который изображает собой гроб Господень, будет спето: «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!», когда разверзнутся эти двери, и свет вольется в эту тьму, и будет петься Воскресение Христово. Есть люди, которые жалуются, что в пасхальную ночь заутреня такая как бы шумная и беспорядочная, — почему не служить мерно и торжественно. У этих людей не хватает воображения, мне кажется. Потому что представьте себе, что мы все пришли ко гробу Господню; а на камне, отваленном от гроба, сидит ангел и нам говорит: «Воскрес Христос!!!» Неужели вы думаете, мы бы чинно встали и хорошо поставленным голосом, в тон богослужебной традиции, сказали: «Благословен Бог наш…» и так далее?! Нет, мы бы «завыл» от радости, начали бы кричать, обнимать друг друга, петь: «Христос воскресе!» Невозможно служить эту службу стройным, мерным образом, как служишь панихиду. Это, во всяком случае, не в моих силах, я этого не могу. Хор поет, мы, священники, выходим, приветствует вас словами: «Христос воскресе! Христос воскресе! Христос воскресе!!!» — покрываем пение хора. Потому что хор нам говорит, что воскрес Христос, а мы на это отвечаем, и мы не можем просто стоять себе и ждать, когда же они кончат: мы не можем стоять и ждать, чтобы эта служба отошла, и только тогда отозваться! В момент, когда мы первый крик о Воскресении слышим, мы не можем уже удержаться — или, если можем, то значит до нас не дошло.
Идея ада — значит, ее уже больше нет?
Адa Ветхого Завета, места безнадежного отсутствия Божия, нет; трудно описать; разные духовные писатели говорят разно, просто потому что не опишешь. Если в центре себе представить Бога как Огнь пожирающий или как Свет, или как Полноту красоты, то люди, умирающие доходят до какой-то меры и дальше идти не могут, потому что их слепит свет, их дальше сжег бы огонь. И получается «иерархия» между самой близостью к Богу, и большей отдаленностью. И ад, конечно, не заключается в том, чтобы тебя бросили в огонь, и ты бы там горел вечно, а в том, как Достоевский в «Братьях Карамазовых» говорит — это момент, когда «поздно»: «Я теперь только понял, в чем смысл жизни: в любви, в красоте, в правде и т.д. — и теперь поздно, я этого творить больше не могу, я умер» … Тут «поздно», тут раскаяние, тут покаяние и тут что-то с тобой должно случиться. А случиться может, во-первых, преображающая сила твоего покаяния, потому что покаяние нас меняет, в этой жизни или в иной. Ведь покаяние — это не сожаление о том, что «промахнулся, прошел мимо жизни — ах!». Покаяние в том, что ты понял бессмысленность той жизни, которую ты вел, и теперь «если бы можно было начать — да, я начал бы по-иному» И в меру того, какой материал в человеке собран, что он может использовать, чтобы двинуться ближе к Богу покаянием, он и движется.
И кроме того, мне кажется, справедливо сказать, что человек не кончает свою жизнь в момент своей смерти в том смысле, что человек, проживший на земле, наложил свою печать на всех, кого он встречал, в жизни. И каждый человек от него получил добрый пример или злой пример, получил семя жизни или семя смерти. И всякий человек, который знал усопшего, и который его вспоминает, и который от него учится жить более достойно, который приносит плоды этого сеяния — в какой-то мере продолжатель его жизни. И в какой-то момент, я уверен, что каждый человек, который благодаря учению, примеру, образу другого человека стал иным, более светлым — или просто святым, встанет перед Богом, и скажет: «Господи! То, что Ты доброе видишь во мне — не мое! Это только плод того, что он посеял в моей жизни, это его! Я — только поле, на котором выросла эта пшеница. Но пшеница-то его, потому что семя было им посеяно!..»
И поэтому мне кажется, что в этом отношении мы все содействуем вечному спасению усопших. В частности, важно то, что в двух Евангелиях, у Матфея и у Луки, нам дается генеалогия, родословная Христа. Неужели мы можем себе представить, что те люди, которые были как бы корнем и стволом, на котором выросла Дева Мария, Матерь Божия, останутся чуждыми тому, чем была Пресвятая Богородица и чем был Христос? Спаситель и Божия Матерь как бы носители плоти, жизни, судьбы всей этой линии человеческой; и Они как бы ее восполняют; Они — последнее слово этой линии… Мне помнится озадачивший меня разговор, когда мне было лет 19, я встретил священника в Париже, такого отца Михаила, который был очень странен и озадачивал меня своей личностью. Я ему поставил вопрос: «Почему вы стали священником?» Не в грубом смысле, что, мол, будучи таким, какой вы есть, вам бы лучше не становиться священником, а — что его побудило к этому? (Я тогда сам думал, мечтал о священстве). И он мне ответил: «Потому что мой прадед совершил убийство…» Я ему сказал, что это могло бы быть причиной не становиться священником! — и он ответил: «Нет, потому что все мои предки живут во мне; и когда я узнал об этом, я подумал: я так проживу, чтобы весь свой род принести в дар Богу и оправдать всё прошлое…» И это мне понятно.
А как же «плачу и рыдаю» по отношению к смерти?
Я думаю, что, когда в церковной песни говорится «плачу и рыдаю», это не потому, что смерть страшна, а потому что ее не должно бы быть: человек не был создан для того, чтобы быть смертным. Смерть вошла грехом. И когда мы видим перед собой смерть, мы видим, что что-то случилось очень страшное: бессмертное — по призванию — существо стало смертным. Это ужасно и потому что смертность заменила бессмертие, и потому что смертность является результатом потери Бога; вот почему «плачу и рыдаю, егда помышляю смерть».
Конечно, есть и другой момент: боль о разлуке. В нашей службе отпевания сочетаются как бы разные моменты. Мы приходим с раздирающей душу болью и скорбью о том, что мы расстались с любимым человеком. Если мы думаем в порядке веры, мы думаем именно то, что я сейчас сказал: «Какой это ужас!» Этот человек должен был бы быть бессмертен, должен был бы вырастать из славы в славу, но грехом — и первоначальным, и личным — смерть вошла в жизнь и смерть покосила этого человека. И это значит, что целая жизнь прошла в какой-то мере в отлучении от Бога. Теперь будет встреча — но только теперь. С другой стороны, сколько нам нужно веры перед лицом смерти, гроба, тела любимого человека, чтобы сказать в начале службы «Благословен Бог наш!..» Это значит, что Он благословен теперь, перед лицом этой смерти, как я Его благословлял при жизни… И потом, как бы из гроба слова псалма нам звучат: «Жива будет душа моя, и восхвалит Тя!..» Как бы усопший нам говорит: «Да! Я умер для земли; но душа-то моя — жива, и она восхвалит Господа…» И на это Церковь отвечает прокимном перед чтением апостольского послания: «Блажен путь, в оньже идеши днесь, душе, ибо уготовася тебе место упокоения…» Это опять-таки движение веры; мы с верой говорим, что блажен этот путь, путь смерти, смерть, которая, как дверь, открылась для того, чтобы человек вошел в вечность; как апостол Павел говорит, для него умереть — не значит совлечься временной жизни, а облечься в вечность…
Но в нашей службе есть замечательная черта, — то, что в ней есть место для скорби, для горя, для плача, но и для веры, и для благодарения. В одной из своих проповедей перед чьим-то гробом Феофан Затворник говорит: «Братья! Станем плакать, но станем плакать как христиане… — да, о разлуке, но не без надежды.» И я думаю, что, когда мы находимся перед лицом смерти, если мы не сосредоточены только на самих себе, мы не можем не пережить того, что случилось; это — таинство; того, что случилось, невозможно охватить умом.
Опубликовано: «Беседы о вере и Церкви». – М.: «Омофор», 2017 (только основной текст о воскресении, без вопросов и ответов)
Труды. Т.1. — М.: Практика, 2002.