Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Вчера мы радовались о Рождестве Христовом: Живой Бог стал живым человеком, не осталось больше преграды между человечеством и Божеством хотя бы в одном-единственном Человеке, в Котором была достигнута и явлена полнота человечества. Но, по слову святого Григория Паламы, это было бы так же невозможно без полной отдачи Себя Божией Матери, как это было невозможно без произволения Божия. Она сделала Воплощение возможным; потому что Она не была просто пассивным орудием воплощения, Она сделала Воплощение таким событием, в котором человечество отозвалось, ответило Богу.
Когда Она согласилась, когда Она приняла на Себя стать Матерью воплощенного Сына Божия, Она приняла не только славу и честь; Ей предлежало нечто поистине трепетно-страшное, потому что весь Ветхий Завет говорит нам о том, что Бог непостижим, что Бог не исследим, что Бог неприступен; и множество святых Ветхого Завета, в моменты откровения Божия, восклицали с ужасом: Я видел Бога — я должен умереть!.. Потому что Бога представляли себе, как Огонь всесожигающий — и вот Он пришел как Свет миру.
Когда мы думаем о Христовом воплощении, мы должны помнить, что Его тело воплощения приняло всё, что в нем было человеческого от Матери Божией, Его собственной Матери, от Девы Марии, так же, как Он принял от Нее и Свою человеческую душу, Свой человеческий дух. Взирая на Бога, воплощенного во Христе, мы взираем на человечество Матери Божией, сияющее божеством, исполненное Духом Святым. Когда в Божественной литургии мы совершаем Таинство, и силой Духа Святого хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми, Ее человечество и Его Божество наполняют этот Хлеб и это Вино. Поистине, из всех женщин, из всех людей Она — величайшая, и не зря мы называем Ее «честнейшей Херувимов и без сравнения более славной, чем Серафимы». Да, Она — слава земли, Она ответ всего человечества на любовь Божию. Мало кто из нас может так всецело отозваться на божественную любовь; Она это сделала за нас.
И если задуматься о Ее жизни, то с самого начала Ей предстояла трагедия, когда Она, одинокая, была отвергнута всеми жителями Вифлеема; а потом Ее уделом было — смертная опасность от рук воинов Ирода, бегство, долгая жизнь на чужбине, вдали от всего, что было для Нее домом.
Но, кроме того, в Ней есть такой масштаб, о котором мы редко помним. В день Сретения Она принесла Христа в Храм как живую жертву, как кровавую жертву, в исполнение заповеди Ветхого Завета о том, что в выкуп за смерть первенцев египетских всякий первенец мужского пола в Израиле принадлежал Богу, и Бог имел над ним власть, имел право принять его как жертву заклания. Она это знала, Она принесла Его, и стояла, зная, что, может быть, скорее, чем кто-либо другой, Ее Младенец будет принят в жертву и убит. Это действительно и случилось много лет спустя на Голгофе, когда Она снова стояла, погруженная в безмолвие, всецело единая с волей Божией и волей Своего Божественного Сына, отдавая Его ради нашего спасения, принимая Его смерть, которая была для Нее, как и для всякой матери, больше чем Ее собственная смерть. И можно и дерзновенно и правдиво сказать, что в этом Она совершила подлинно священническое действие, потому что мы можем принести Богу лишь свою душу и тело, самих себя, а Она приносила жизнь и смерть воплощенного Сына Божия.
Станем думать о Ней с трепетом, станем думать о Ней с благоговением, станем помнить о Ней как о Той, Которая нераздельно, нерасторжимо едина со Своим Божественным Сыном в теле и в душе, в воле и в славе; и когда мы в нужде, будем обращаться к Ней, как мы обращались бы к Ее Сыну, не потому что Она женщина среди женщин, но потому что Она единственная из когда-либо живших женщин была, есть и всегда будет едина с волей Божией, едина со Своим Божественным Сыном, и одновременно — едина с нами, являя Богу, принося Ему все, что в нас есть правды, святости, добра.
Аминь.
Пер. с англ.