Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Одну из пасхальных икон, которая по-русски называется «Сошествие во ад», по-английски мы называем «Попрание ада, победа над адом». На этой иконе мы видим, находящихся глубоко под землей, вдали от близких, вне мира человеческой любви и общения, тех, которые умерли и стали пленниками отчуждения: взаимного отчуждения и отчуждения от Бога. Но посреди них мы видим и Самого Господа Иисуса Христа, за руку воздвигающего Адама и Еву — и в их лице всё человечество, выводящего их из отчужденности, из одиночества, из мрака в свет, в царство вечной любви, в Царство, которое крестом завоевал для нас Христос.
В каком-то смысле это дивный и трагический образ того, что случается на исповеди; священник, предстоящий на исповеди по образу Самого Бога, призванный сходить вместе с кающимся в самые потаенные закоулки боли, мрака, греха, поистине сходит во ад, изображенный на иконе. И видит он там нечто дивное и чудесное: в эти потемки сходит не только луч света, не только искра надежды; в этот густой мрак сходит Сам Господь Иисус Христос, исцеляя, спасая, принося утешение, подавая новую силу, принося радость спасения… Какое это диво — стоять перед живым Богом и, как те, которые, умерев, встретили Господа Иисуса Христа, стоять лицом к лицу с Ним и от смерти возвращаться к жизни. Какое диво, что это нам дано!
Лазарь умер; Лазарь прошел через узкие врата смерти, тело его подверглось разложению, душа его сошла в область Божия осуждения. И внезапно достиг до него голос, голос творческого Слова Божия, без Которого ничего не стало из того, что есть: Лазарь, гряди вон! Гряди вон из смерти, прочь из тления, выйди из могилы и вступи снова в жизнь: во временную, преходящую жизнь земли, как свидетель воскресения более существенного, более значительного, чем воскресение тела: воскресение души, которая познала и прошла через мрак смерти.
Все мы, в разные минуты жизни, стоим перед судом Божиим; все мы подчас чуем, что нет вечной жизни в нас, что живем мы преходящей, недолговечной жизнью, и единственная возможность нам ожить— это жизнью Самого Бога, изливающейся в нас и которая била бы в нас ключом. Если мы только обернемся к Богу, если только мы откроем Ему эти глубокие и пугающие бездны нашего ада, его мрачные закоулки, то туда приходит Сам Бог, жизнь вторгается в самую смерть, и мы оживаем новой жизнью, жизнью иной, жизнью воскресшего Христа, Который победил смерть, чтобы мы жили.
Будем же внимательны к своей жизни! Мы так часто закрываем глаза на всё, что мрачно, уродливо и неприглядно; если бы у нас только было мужество распахнуть это уродство перед взором Божиим и сказать: Господи, приди! Низложи, победи этот ад! — тогда сам ад станет местом света, покаяние станет радостью, сокрушенность сердца соединит нас с Богом. Да даст нам Господь мужество, да даст Он нам сознание нашей чести, сознание нашего величия, а также сознание величия и святости Божиих, причастниками которых мы призваны быть! Аминь.
Опубликовано: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Издание 2-ое. «Христианская жизнь», Клин, 2006. Стр. 138-140.