Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
В сегодняшнем послании святой апостол Павел предупреждает нас о том, что спасение наше в нашей вере в Господа Иисуса Христа. Что же это значит? Мне кажется, это значит две вещи; первое, это радостная уверенность в том, что мы Богом так любимы, что всей Своей жизнью и всей Своей смертью Господь Себя отдал для нашего спасения; и что поэтому мы можем с уверенностью знать, что только захоти — и ты спасён; любовь Божия такова, что твоя цена перед Ним — жизнь, страсти, крест, сошествие во ад, положение во гроб Спасителя Христа. Но значит ли это, что мы просто спасены тем, что совершил Господь? Нет! Не потому что чего-то не хватает в Его жизни и смерти, а потому что на эту любовь мы должны, отозваться и откликнуться. Если бы мы только понимали, как нас возлюбил Господь, какой любовью, какой крестной любовью, то мы должны бы всей своей жизнью быть Ему благодарными; не только словом, не только проходящим чувством и эмоцией, но каждым поступком, всей совокупностью жизни нашей. Вся жизнь должна быть благодарением. А что значит — это благодарение?
И вот тут второе значение этого слова «вера»; вера, в первую очередь — доверие; надо поверить, поверить, что Его слово — истина, что то, к чему Он нас зовет — путь жизни, что то, что Он от нас требует, что запрещает и на что вызывает — единственный путь вырасти в полную меру человеческого достоинства, т.е. стать человеком, способным войти в Царство Божие. Доверие… Но доверие основывается на том, что у нас есть какой-то опыт Бога; у каждого из нас есть какой-то опыт; постоянный — нет; но мгновениями, проблесками мы познаем Бога; проблесками, вчитываясь в Евангелие, вслушиваясь в него, мы ощущаем, переживаем истинность, животворность каждого слова Спасителя Христа.
И вот — на этом мы можем основывать наше доверие. Но доверие должно идти дальше, чем чтобы мы поверили в любовь Божию и без малого усилия, — лишь сколько хватит нашего вдохновения, выбирая то, что нам любо и легко, шли бы Христовым путем. Доверие требует от нас верности: верности подвижнической, верности от в сей души, всем умом, всем сердцем, всей волей, всей судьбой нашей земной. Такая вера действительно является нашим спасением: в том смысле, что мы вырываемся от рабства, в котором нас держит страх, жадность, себялюбие, и свободными вступаем в те отношения с Богом и с людьми, которые нам показаны в личности Господа нашего Иисуса Христа. Вдумаемся в это: в то, что спасение наше в том, что мы Богом любимы, но оно тоже и в том, чтобы, будучи любимыми, мы на эту любовь отозвались бы всей благодарной жизнью — радостной, подвижнической. Аминь.
Опубликовано: «Наблюдайте, как вы слушаете…» — М.: Фонд содействия образованию XXI века, 2004. (Библиотека журнала «Альфа и Омега»)