Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Своему с миром»: вот слова, с которыми праведный Симеон обратился к Богу, когда он, по Его обетованию, оказался лицом к лицу с ожидаемым Спасителем мира Христом, с воплощенным Сыном Божиим. В этих словах лежит вся тайна и вся радость встречи с Богом. После долгой жизни, исполненной веры и ожидания, Симеон встретил живого Бога, пришедшего принести ему мир и вечную жизнь; но этот праздник, праздник дивной встречи узнанного праведником Христа, является в то же время одним из самых строгих и трагических праздников Церкви.
Божия Матерь, Пречистая Богородица Мария Своего Сына принесла в храм. Принесла Его, не только как мы теперь приносим детей приобщиться к радости церковной, погрузить их в благодать церковную. Она принесла Своего Сына по ветхозаветной заповеди, по которой перворожденный ребенок мужеского пола должен был быть принесен в храм как живая жертва Богу. Бог получал над ним право жизни и смерти, и как бы в выкуп за его кровь и за его жизнь приносилась также жертва: ягненок или какое-либо другое приношение. И один только раз за всю историю человечества Господь положил Свою руку на принесенную жертву и ее принял. Это был тот день, когда Мария, Матерь воплощенного Сына Божия, принесла Богомладенца в храм, и Бог эту жертву принял, и принес ее в заколение через тридцать с лишним лет на Голгофе, когда Иисус умер на кресте в выкуп за нас всех, ради нас всех.
Есть праздники, когда не работается человеку, потому что сердце его слишком полно ликования; есть праздники, когда человек не может работать, потому что руки опадают, потому что он не может их поднять на труд, ибо сердце слишком полно скорби и ужаса. Таков праздник Сретения в некотором отношении. Но как все праздники Церкви, он многогранен. В нем содержится больше чем ужас, о котором я сейчас говорил: на этом ужасе зиждется победа Божия, свобода человека, его возрождение, новая жизнь. И Симеон говорил за весь род человеческий, когда сказал: «Теперь Господи, Ты отпускаешь раба Твоего с миром, ибо видели мои очи спасение, которое Ты приготовил всем людям…» Мы все, как Симеон, трепетно взирая на эту принесенную Жертву, на Младенца, который должен вырасти в полную меру Агнца заколения, одновременно ликуем, припадая к Божественной любви, которая не остановилась ни перед чем для человеческого спасения. И поэтому теперь, услышав эту весть о победной встрече между человеческим родом и спасающим, до креста его возлюбившим Богом, споем Ему и славу, и поклонимся в ликовании благодарном и трепетном, ужаснувшимся и исцеленным любовью Божией сердцем. Аминь.