Во имя Отца и Сына и Святого Духа
Праздник, который мы сегодня соблюдаем, это праздник одновременно дивной встречи и первой разлуки. Дивной встречи, потому что в храм, в удел Божий приносится Единородный Божий Сын, ставший Сыном Девы, приносится, чтобы быть поставленным перед лицом живого, вечного Бога, Отца Его прежде чем мир не стал. Встреча, также, между святыми душами и ожидаемым ими Спасителем. Долгую, сложную, благодатную жизнь прожили и Симеон, и Анна; тому и другой было обещано, что они не умрут раньше чем не увидят лицом к лицу Спасителя своего. И вот этот день настал, и лицом к лицу ожидавшие Его праведники встретили Бога, ставшего человеком… Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром — сказал Симеон, — ибо видели очи мои спасение Твое… Теперь он может отойти в вечность, теперь он может сойти в область усопших и принести туда первую весть, что он видел на земле Бога, пришедшего плотью.
Одновременно этот праздник — первая жертвенная разлука Божией Матери с Ее Божественным Сыном. Всякий младенец мужеского пола, разверзающий утробу, т.е. перворождённый в семье, приносился Богу и делался собственностью Бога. Этот обычай, это правило началось еще в древности, когда Моисей вывел из Египта народ Израильский. Тогда упорствующий фараон не хотел отпустить своих рабов; и ужас за ужасом постигли египетскую землю, чтобы опомнился человек под тяжёлой, спасающей десницей Бога. И одной из самых страшных кар, которая была наложена на противящегося Богу фараона, была смерть всех перворожденных в земле египетской. Этой ценой было потрясено каменное сердце фараона, этой ценой получили свою свободу, ввиду ожидаемого Христа, израильские дети.
Но когда они дошли до пустыни, то и до них дошёл Божий глас: Ценой этого ужаса, ценой смерти детей, лишения матерей любимых своих младенцев были выведены вы из египетской земли, из страны плена и рабства; но как бы в воспоминанье об этом, как бы в выкуп за этих детей и за этих-матерей, перворождённый младенец мужеского пола в каждой вашей семье должен быть принесен в храм, и Бог над ним получает власть жизни и смерти.
И вот, принося Своего Младенца в храм, Божия Матерь приносила Его в жертву Богу. Первый раз, свободно, по закону Своего народа, Она отдавала Богу Рождённое от Нее. Это жертвоприношение продолжалось потом в течение всей Ее жизни, Она Его отдала раз и навсегда, и Бог и Отец эту жертву, единственную за всю историю мира, принял, и она стала кровавой Жертвой Голгофы.
Мы сегодня читали и о другой встрече: как мытарь и фарисей пришли в храм, в тот храм, где живой Бог ожидает Своих детей. Один пришёл с гордыней, другой — с сокрушённым сердцем. Это — тоже встреча; но в этой встрече не жертва, а суд и спасение.
Каждый из нас когда-то был принесен в храм, в день своего воцерковления; каждый из нас был поставлен перед Богом, чтобы стать Его собственностью; но в Церкви Христовой нет мужеского и женского, нет различия, все — дети Божии, и поэтому все мы были принесены и отданы Богу, также как Богомладенец Христос был принесен Своей Матерью. Каждая матерь, которая здесь стоит, когда-то своего младенца принесла и отдала Богу и приняла от его иконы Спасителя или Божией Матери. Каждый из нас встречает Бога вновь и вновь каждый раз, когда он приходит в храм: кто из нас мытарь, кто из нас фарисей? Кто уйдёт оправданным, а кто уйдёт со своей тленной праведностью, которая не войдёт в Царство Божие? Симеон и Анна ждали и узрели Христа; мытарь ждал себе только суда — и получил милость; фарисей думал, что он праведен, и оказался ни с чем…
Вот, с чем мы теперь начинаем это восхождение подготовительных недель к Великому Посту; задумаемся, каждый из нас, о том, что значит то, что он или она когда-то были принесены в храм, отданы Богу любовью материнской, отданы на хранение Того, Который есть Хранитель младенцев, отданы Тому, Кто есть Господь и Жизнь. Подумаем о том, способны ли мы встретить Христа, как встретили Его Симеон и Анна, подумаем о том, кто мы — фарисей или спасенный мытарь. Аминь.
Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…» – М.: «Гранат», 2014.; Николо-Угрешский вестник. 1992. №3.