Пасхальная победа Христа, это победа Креста и победа Воскресения. Христос спас нас Крестом и смертью. Крест не был поражением, после которого Воскресение пришло победой. В самом Кресте — победа Господня. Воскресение Христово — не спасение после погибели. Победа Христова в том, что ни Крест, ни страданье, ни душевная истерзанность не поколебали Его спасительной для нас любви. Воскресение — расцвет этой победы; это победа, ставшая ясной и явной для всех, и раньше всего — для Его учеников. В вечер после Великой Пятницы ученики в смятении, в ужасе, пораженные смертью своего Учителя, находились в доме Иоанна Марка. Всё для них, как будто, рухнуло. Не только погиб их учитель, их вождь, их наставник, не только пророк, пророчество которого оказалось будто ложным, позорно кончил свой земной подвиг: умер Тот, в Котором они сосредоточили всю свою надежду и всю свою любовь; умер Тот, Кто для них был источник самой жизни. Умерла Жизнь. Так мы поем в церковной песне: «О, Жизнь вечная, как это Ты умираешь? Как в малом гробе, о Боже, полагаешься?..» И понятно, почему смерть Христа была не только смертью Его, но была их смертью; они со-умерли со Христом. Для них на земле не осталось никакой жизни. Осталась только пустота, победившая тьма. И понятно поэтому, почему, когда Христос внезапно встал среди них, первые Его слова были: «Мир вам! Мир вашим смятенным душам, мир вам от Бога, мир вам навсегда; Я не умер, Я — жив; Я не поражен, Я — победил.» Воскресение Христово оказалось, таким образом, доказательством, свидетельством уже одержанной победы. И следующие за этим слова Христовы, которые мы воспринимаем так просто и естественно, только в Свете Воскресения были выносимы: Как Меня послал Отец, так посылаю и Я вас. Отец послал Сына в мир с любовью; Он так возлюбил мир, что Сына Своего Единородного дал, чтобы мир был спасен. Но спасение мира, которое ученики так горестно, так жутко пережили, было одержано крестной мукой, страстными днями, ужасом Гефсиманской ночи, смертью Того, Который возлюбил мир до отдачи жизни за него. И их Христос посылал на тот же подвиг, как Отец Его послал. И здесь мы видим, как в христианском сознании, как в опыте Церкви переплетаются, неразлучно соединены две реальности: Воскресение и Крест. Крест, сияющий лучами Воскресения, Крест, тень которого разрезает это сияние. Мы верим в Крест Господень, потому что смертью испытывается любовь, страданьем измеряется любовь. И не только это: мы благоговеем, мы трепещем перед Крестом Господним, потому что Крест нам говорит, сколько нас любит Бог: цена каждого из нас — вся жизнь, всё страданье, вся смерть Христова. Вот как расценивает Бог человека. Неужели после этого мы можем колебаться, неужели после этого нам страшна жизнь и может быть страшна смерть? Нет! И не только из-за Воскресения Христова, но и м е н-н о из-за Его Креста. И мы, в этом мире, посланы Христом, посланы Богом, так же как Он был послан: умирать, зная, что победа одержана и одерживается только смертью, и мы можем это сделать с восторгом, с радостью и без страха, потому что смерть наша осияна Воскресением Христовым.
+ + + +
Великая Пятница — день мученической смерти Сына Божия на Кресте; день смерти Неповинного. И в этой смерти Неповинного выражается страшный закон жизни: каждая человеческая неправда ложится страданьем и смертью, душевной мукой или телесным уничтожением на тех, которые неповинны в этом зле. Каждое зло, которое рождается в нашем сердце, каждое злое слово или жестокий поступок, которые зарождаются в нашем сознании, непременно ляжет трагически на судьбу других людей. И это так страшно сказывается в истории нашего спасения. Христос прошел в истории со словом о любви и только с любовью. И на Него обрушилась вся человеческая ненависть. Почему? — Во-первых, потому, что нам страшна любовь. Закон любви Божественной невыносим для нас, если мы не готовы принять на себя страданье и крест. Закон любви Божественной требует от нас совершенного отречения от себя, от себялюбия, от алчности, готовность жить только для других, не только против себя, но забывая себя совершенно, без остатка. И этот закон абсолютной, беспощадной к себе любви, страшен для человека. М н о г и е, наверное, были испуганы вокруг Христа видением нового Царства, где им придется от себя отказаться без остатка. Но кроме того, есть и другая сторона трагедии Креста. Мы всегда думаем, что врагами Христа были какие-то особенные изверги, злодеи, каких земля не носила до того: это неправда. Христа убили обыкновенные мелкие человеческие страсти, такие же страсти, какие живут, кишат в наших душах. Посмотрите на фарисеев: кто они были? Люди благочестивые, люди, преданные своей вере, люди, которые даже много делали в ущерб себе, с опасностью для себя. Но они были праведны в своих глазах. Они были ослеплены сознанием своей правды, и никакая чужая правда не могла ужиться рядом с их правдой. Раз правда чужого человека была не их правдой, надо было его смести. Его правда была опасностью для их существования. Посмотрите дальше, на Пилата: он понимал, что Христос неповинно осужден; почему же он испугался? Он испугался тогда, когда вожди народные стали кричать ему: «Мы донесем на тебя Кесарю, если ты не засудишь лже-царя Израильского, ты — враг Кесарю.» Он испугался за свое положение. Он испугался за свою обеспеченность — и убил человека. А народ? — который до этого, за несколько дней, восхищенно встречал Христа, — почему же он от Него отрекся? Потому что Христос обманул его надежды. Он ожидал в Нем видеть вождя, политического, народного, который их освободит от рабства римлянам, а Христос им предложил страшное для них Царство любви и смирения. Люди не прощают крушения собственных надежд. Они повернулись против Него ненавистью. А до этого они кричали: «Распни Его!» Они закрывали Ему глаза и били Его. А сколько раз каждый из нас мечтает о том, может быть, чтобы Бог не увидел его сердца, не увидел его поступков. Сколько раз мы готовы сказать: «Отойди, Господи, потому что мое сердце ищет не Тебя, а другого.» Сколько раз люди кричат: «Варавву нам дай, а не Иисуса!..» И вот, почему так страшна эта Великая Пятница: она судом возвышается над нами, она судит помышления наших сердец, мы не можем от нее уйти, она осуждает прошлое, она стоит перед нами как судья самых мыслей наших.