Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы сегодня празднуем день св. Иоанна Лествичника. Иоанн Лествичник жил в пятом веке; он был игуменом Синайской Горы и одним из самых великих наставников духовной жизни Вселенской, еще не разделившейся Церкви. В одном из своих писаний он нам говорит, что мы не о том будем судиться перед Богом, что не творили чудес, не богословствовали, а о том, что не были в сознании своей греховности, что не оплакивали постоянно грехов своих.
Плач, о котором здесь говорится, это не тоскливое выражение лица, это не горестное поведение: это то состояние сердца, которое остаётся безутешным, пока продолжает наводить горе на любимых и на любящих. И в этом отношении наше сердце должно быть постоянно в скорби, когда мы не приносим радость вокруг себя и Богу, и людям. И оно должно бы ликовать радостью, когда наоборот, мы думаем, нам ясно, что просвещенностью, хотя бы мгновенной просвещенностью сердца, ясностью ума, прямотой воли, добрым словом, чистой мыслью, живым чувством, поступком правильным мы обрадовали Бога и людям принесли мир, радость, помощь. Плач, о котором здесь речь идет, не одно горе; это горе о том, что не сделано, но это тоже устремленность к тому, чтобы жить достойно той надежды, которая наша надежда — вечной жизни /в?/ царствии божественной любви.
И вот, в остающееся короткое время, которое нас отделяет от страстных дней, соберемся мыслями и поставим перед собой вопрос именно об этом плаче и об этих грехах и о том, что мы делаем, чтобы радость и мир и спасение воссияли вокруг нас и чтобы Господь воззрел на нас и подумал, что не напрасно Он умирал на кресте для этого человека. А когда наступят страстные дни — уже поздно будет на себя самих смотреть; тогда надо будет войти в эту толпу народную, которая переживает так различно, так несогласно случающееся на Голгофе, случающееся на площадях Иерусалима, случающееся в Гефсиманском саду. Тогда мы сможем отозваться на Страсти Господни тем сердцем, тем умом, той волей, той подготовленностью, которую мы стяжаем теперь. Мы можем оказаться бесчувственными, мы можем оказаться разделенными — отчасти Христовыми, а отчасти Иудиными. Нам надо об этом подумать раньше, чем придет на нас суд этих страстных дней, когда действительно откроются многих сердец помышления в радость и в горе. Аминь.