Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Одна за другой проходят недели Великого Поста; и начав с вдохновением, чувствуя в себе силы совершить этот путь, мы часто, приближаясь к концу, и порой задолго до конца, чувствуем, что мы ничего не совершили из того, что надеялись совершить: надеялись поститься строго и честно, надеялись молиться, надеялись оторваться от того, что нас держит в течении всей жизни в плену — интересы, заботы — и вот, приходит момент, когда уже виднеется конец пути и вдруг мы осознаем, что ничего, или так мало мы исполнили из того, о чем мы мечтали. И тут на нас может найти разрушительный, подрывающий последние силы, дух уныния: «Как же мне войти в Страстные дни? Как же мне встретиться со славой и торжеством Воскресения Христова?..»
И вот здесь нам надо проявить и мудрость христианскую, и наше доверие к Богу. Мы не тем спасены, что мы трудимся и что мы достигаем каких-то результатов; мы спасены той тоской души, которая нас влечет к живому Богу, той любовью, которая нас влечет ко Христу. И даже когда мы срываемся, так же, впрочем, как и в человеческих отношениях, мы не должны забывать, что как апостол Петр, на троекратный вопрос Спасителя Христа, после его троекратной измены, мы можем сказать: «Господи! Ты всё знаешь! Ты знаешь и немощь, и падение, и колебание, и неверность мою, но Ты тоже знаешь, что я Тебя люблю, что это последнее, самое глубинное, что во мне есть…»
И тогда мы можем идти дальше, как и Петр пошел за Христом, зная, что Бог верит в эту нашу любовь, что Бог нам верит и верит в нас; и что мы можем идти дальше, колеблющимся шагом, неуверенной поступью, со взлетами и падениями, — лишь бы только сердцем мы не отрывались от Бога и продолжали идти; идти к тому, чтобы в какой-то день, через неделю-другую, оказаться лицом к лицу со Страстями Господними, с явлением на деле той любви, которой Он нас любит.
Претерпеть то, что Он претерпел нас ради, можно только по неисчерпаемой, бездонной любви. И вот, если мы не можем соединиться со Христом более таинственно, приобщая себя через молитву, созерцание и подвиг к Его крестному пути, станем хоть на краю этой дороги, на краю пути крестного, и станем всем вниманием, всем трепетом ужаснувшейся, умиленной — а может быть даже неспособной ни на ужас, ни на умиление — души взирать на то, что значит любить как Бог нас умеет любить.
И скажем Богу только, если ничего другого мы сказать не можем: «Спасибо Тебе, Господи, что Ты меня, мертвого, окаменелого, бесчувственного, безжизненного так любишь, что придет день, когда и мне прозвучит слово, сказанное Лазарю четверодневному: «Лазарь, изыди вон из гроба!..» Каждый из нас в какой-то день это услышит, — не в конце времен, не при воскресении всех, как думала Марфа, а вот теперь, в какой-то неожиданный для нас момент, когда глас Господень прозвучит, и мы станем снова, в одно мгновение, живыми, живыми и во времени, и в вечной жизни…
И к Пасхе мы можем подойти даже и в сознании, что ничего мы не совершили достойного этой встречи с торжеством Воскресения, ничего не совершили, что нам дало бы право на эту радость… Как Иоанн Златоустый говорит в своем пасхальном Слове: «Постившиеся и не постившиеся, трудившиеся и ленивые — все придите, потому что всех Господь равно приемлет; одним Он отдает долг, другим Он дарит дар Своей любви.» Долг Он нам, вероятно, платить не будет, потому что мы не трудились; но дар любви каждому из нас дается. И поэтому, в каком бы настроении, как бы ленивы мы ни были, как бы мало мы ни надеялись, пойдем последние эти недели, шаг за шагом к этому свету, как мотылек летит на свет, но не обжечься, а самим загореться славой этого Воскресения, засиять светом этот Воскресения, стать и нам подобными Неопалимой Купине, которая горела, не сгорая в пламени Божественного бытия. Аминь!
Опубликовано: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа…» – М.: «Гранат», 2014.