Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Православная Церковь, особенно в России, поминает сегодня день великого покровителя и чудотворца Новгородского Варлаама Хутынского. Он был почти современником св. Сергия Радонежского. В Новгороде окружало его то же благоговение и та же любовь, которые, Московская Русь, а затем и вся Россия поднесла в дар почитания Сергию. Последние евангельские чтения, так или иначе, упоминали о смерти; апостол Павел нам возглашал, что для него смерть не заключается в том, чтобы утратить земную жизнь, а в том, чтобы облечься в вечность; говорил он о том, что для него жить — это Христос, а смерть — приобретение, потому что пока мы живем во плоти, мы от Христа разделены, но смертью мы с Ним соединяемся в непостижимой близости… Евангелие, которое мы читали несколько недель тому назад, о вдове Наинской, говорило о смерти и о жизни; и сегодняшнее Евангелие говорит о том же. И вот, хочется вспомнить еще слово или, вернее, событие из жизни Варлаама Хутынского, которое может многих озадачить, но которое должно всех заставить задуматься.
Вели однажды через новгородский мост преступника на казнь; встретилось это страшное шествие со святым Варлаамом; он остановил его, попросил, чтобы ждали, и бросился к ногам воеводы, и умолил его отдать ему этого преступника. Он его взял к себе; он больше 30-и лет жил с ним в одной келье, терпел от него всё: и его грубость, и его безнравственность — всё терпел, пока не обратил его ко Христу и не сделал для него, в свое время, вступление в вечную жизнь торжеством, а не ужасом. И в течение этих 30 лет случилось иное шествие через новгородский мост; вели человека ничем неповинного, оклеветанного на смерть. И горожане, зная, что он погибает напрасно, бросились ко святому Валааму, моля его, чтобы он тот же самым духовный авторитет, которым он спас преступника, употребил, чтобы спасти неповинного человека. И Варлаам сказал: «Нет, я этого не сделаю…» На удивление сограждан он ответил, что первый шел на вечную погибель через смерть, второй — умирает мучеником, и он не хочет лишить его этой кончины, потому что человек в любое время может отойти от Бога и себя погубить. А теперь, зрячими глазами святого, он его видел готовым к переходу от временной жизни к вечной…
Я ничего не скажу больше об этом; каждый из нас может подумать и поставить перед собой вопрос: понятен ли ему поступок святого Варлаама? Понятна ли ему глубина жизни и громадная ответственность за то, как мы живем? Понятна ли ему глубина смерти и встреча с живым Богом или в ликующей радости, или в ужасе о том, что жизнь на земле не принесла никакого плода, и человек уходит в вечность обессмысленным, тщетным, опустошенным… В конце книги Откровения мы читаем слова: Церковь и Дух Святой взывают: «Приди, Господи Иисусе, и приди скоро!» Можем ли мы при нашем отношении к жизни, при нашем отношении к смерти, вместе с Духом и Церковью, сказать эти торжественные слова: «Гряди, Господи, и гряди скоро!» — когда мы знаем, что Его приход — значит конец всей земной жизни и начало вечности, а между ними — встреча, встреча с живым Богом, и откровение о том, что нет смысла в жизни никакого кроме любви, и ЭТО-то мы меньше всего знаем, это нам наиболее чуждо; можем ли мы эти слова сказать? Вспомним слова, ликующие, торжествующие слова апостола Павла, вспомним эту мольбу Духа и Церкви, вспомним о Варлааме Хутынском и войдем в жизнь с тем, чтобы она стала победой над смертью, ликованием. Аминь!
Опубликовано: Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. — Клин: Христианская жизнь, 2004.